СОДЕРЖАНИЕ



Введение        2

1. Подготовка школьника к семейной жизни        6

1.1. Социальная сущность семьи и социальные роли в семье и их интерпретация социальным работником в школе        6

1.2. Воспитание и самовоспитание у юношей и девушек необходимых для жизни в браке качеств        11

1.3. Формирование адекватных брачно-семейных представлений юношей и девушек        13

2. Особенности социальной работы в школе при подготовке юношей и девушек к браку        18

2.1. Особенности социальной работы в системе образования        18

2.2. Интеграция целей и задач социальной работы и современном образования как один из путей достижения социального благополучия        21

2.3. Организация социальной работы в образовании        26

2.4. Учет социальным работником семейных взаимоотношений при проведении работы по коррекции поведения и представлений подростков        27

2.5. Факторы и методы действия социального работника при проведении социальной работы с семьей и подростками        32

Заключение        40

Список использованной литературы        43

Введение


Как известно (к сожалению или к счастью), осуществляющаяся в старших классах подготовка к семейной жизни является последним по времени этапом формирования юношей к девушек как мужей и жен, непосредственно предшествующим их соответствующему поведению. Далеко позади осталось серьезно предопределяющее их взрослую жизнь прямое усвоение родительского опыта в общении со взрослыми членами семьи и неизбежных для дошкольного возраста ролевых играх; незаметно прошел период расширения этого опыта во внутри- и внешкольном общении, и вот уже на повестку дня настоятельно встала проблема передачи юности всего необходимого для обретения счастья в их семейной жизни. И естественно, возникает вопрос: а что же должно входить в «список» этого необходимого?

По мнению специалистов в этот «список» входит повышение ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью; увеличение социальной престижности отцовства и материнства; повышение психологической готовности юношей и девушек к браку; предоставление им необходимых знаний по гигиене и уходу за ребенком, психологии дошкольного возраста, детской психологии, психогигиене сексуальной жизни, основным проблемам взаимоотношений между супругами; усиление антиалкогольной пропаганды и, наконец, освещение вопросов наиболее рационального ведения домашнего хозяйства, эффективном и экономной организации бюджета семьи.

Безусловно, что все эти задачи действительно должны быть решены в целях достижения готовности молодежи к семейной жизни. Однако их педагогическая реализация в условиях одной только школы представляется нереальной.

Наиболее  важными для  школьной    педагогики направлениями  подготовки старшеклассников  к браку являются:

* Деятельное осознание социальной сущности семьи и вытекающих    из этого последствий для личной жизни.

* Воспитание и самовоспитание необходимых для жизни в браке качеств.

* Формирование   адекватных     брачно-семейных   представлений.

* Усвоение определенной суммы знаний по психологии и социологии брака и семьи.

Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни важнейшим является правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания.

В данное время отмечается значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов поведения в семье. Связано это в первую очередь с тем, что в современных условиях исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье. Значительно изменились и функциональные роли, типичные для мужчины-супруга и женщины-жены, имевшие место в прошлом.

Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.

Наряду с нравственным регулированием брачно-семейных отношений существует и правовое регулирование этих отношений, которое фиксирует и закрепляет их социальную сущность путем определения основных гражданских прав и обязанностей членов семьи друг перед другом и перед обществом.

С точки зрения формирования личности, существенным моментом психологической готовности индивида к вступлению в брак является его готовность не только к реализации потребности в близости с человеком другого пола, но и к осознанию значения своих действий, первым делом в системе правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения.

Между тем исследования показали, что только у 55% учащихся старших классов и ПТУ сложилось положительное отношение к праву как к личной ценности. При этом у 61% из них оно носит устойчивый и сознательный характер, обеспечивающий регуляцию их поведения. У 39% этих учащихся положительное отношение к праву неустойчиво, ситуативно. Регулятивная функция права опосредуется у них сугубо эгоистической мотивацией, основанной на эмоциональном переживании конкретной ситуации.

У 45% старшеклассников и учащихся ПТУ положительное отношение к праву не сформировано. В том числе у 36% юношей и девушек обнаружено устойчиво отрицательное отношение к праву как необходимой ценности для личности. По мере взросления представление о праве как необходимой ценности для личности не только не увеличивается, а часто уменьшается.

83% учащихся получают информацию о праве от учителей, бесед, организуемых в школе, при чтении книг, просмотре телепередач и кинофильмов. При обсуждении правовых вопросов в семьях, в беседах с близкими они получают часто негативное отношение к праву в пользу других видов социальных норм.

Среди норм, противоречащих правовой регламентации, первое место занимают те, которые якобы защищают их индивидуальную неприкосновенность. На втором месте оказываются житейские нормы, неверно трактующие принципы коллективной солидарности. Третье место занимают нормы, выражающие правила ложного товарищества.

При определенных условиях частные (по отношению к обществу) нормы микросоциальной среды осознаются индивидом как общепринятые нормами практической морали, подменяя нормы права и общественной морали.

Таким образом, социальная защита молодежи при подготовке к браку, формирование адекватных представлений о семье и браке в условиях существующей серьезной ситуации в экономике и сфере демографии является серьезной общегосударственной проблемой, чем и объясняется актуальность темы курсовой работы.

Цель курсовой работы - исследовать основные проблемы социальной работы с юношами и девушками в условиях среднего общеобразовательного учебного заведения, содержание, формы и методы социальной работы с молодежью.

В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать существующее состояние с формированием у старшеклассников основных представлений о семейной жизни.

2. Выявить основные проблемы в деятельности специалиста социальной работы с юношами и девушками в школе.

3. Изучить российский и зарубежный опыт социальной работы с со школьниками.

4. Описать существующие подходы и методы взаимоотношений социального работника с молодежью.

Объект исследования: процесс деятельности социальной службы.

Предмет исследования: процесс социальной работы в образовательном учреждении.

Методы исследования: анализ прессы, монографий, учебников, опрос, анкетирование, тестирование.

База исследования: учащиеся старших классов общеобразовательных школ.