СОДЕРЖАНИЕ



Введение        2

1        Исторический очерк  культуры Древней Индии        5

2        Письменность и книги древней Индии        7

2.1        Надпись царя Ашоки        7

2.2        Школа и обучение        8

2.3        Ведийская литература        10

2.4        Буддийская литература        10

2.5        Ашвагхоша — философ, поэт, драматург        11

2.6        Театр и драматургия        15

Заключение        20

Список использованной литературы        24

Введение


В древнейшие времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи общественного опыта, информации о событиях и людях. История знает так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть жрецами, законоведами, учителями, а на дальние расстояния посылались "живые письма" - гонцы.

Если перелистать историю мировой литературы, то окажется, что все народы так или иначе прошли период "устной книги" прежде, чем стали фиксировать информацию на каком-либо материале. По мере того как расширялся кругозор древнего человека и усложнялась его деятельность, у памяти появлялись другие помощники: разного рода зарубки, заметы, узелки, наконец, рисунки.

Ученые находят в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой первобытного человека, отразившие его впечатления от окружающего мира, жизни, природы. Это начатки искусства, но одновременно и начатки письменности; здесь человек впервые выразил в изображении свою мысль. Первобытное искусство было явлением синкретическим. В нем просыпающаяся потребность в прекрасном сливалась с наивной верой в сверхъестественное и со стремлением закрепить, сохранить воспоминания о происходящем. Усложняющаяся жизнь непрерывно требовала новых решений, и появляются символические изображения. Мысль чрезвычайно четко и понятно выражена в этом изобразительном решении, но часто такие изображения напоминают собой ребусы, разгадать которые порой очень нелегко. Этап рисуночно-смысловых комбинаций прошли языки многих древнейших народов (шумеры, египтяне, китайцы, индейцы, майя), прежде чем обрели письменность, а с нею книгу.

Одновременно формировался и язык как логическая система, языковой строй - деление на слова, фразы, слоги, отдельные звуки, части речи, грамматика в целом. Попутно решалась проблема писчего материала, формы книги, которая, конечно, в равной мере зависит как от применявшегося письма, так и от употребления писчего материала.

При возникновении рабовладельческого строя с его сравнительно развитой политической иерархией, техникой обработки земли, ремесленным производством пиктографическая запись уже не удовлетворяла потребностям культуры. Она постепенно трансформируется в письмо идеографическое, в котором каждый знак либо выражал отдельные понятия и идеи, либо мог развивать, разъяснять смысл других знаков. С течением времени в вавилонском, ассирийском, хеттском и других языках установилось слоговое письмо, где преобладали знаки, передающие не слово, а слог. С его помощью можно было передать не только смысл, но и оттенки человеческой мысли.

Общий смысл информационного сообщения воспринимался уже как целая комбинация, сопоставление символов и знаков. Наряду с пиктографическими значками появляются детерминативы - абстрактные определители, знаки, передающие грамматические формы, социальные оттенки, диалектизмы, даже произношение и смысловую принадлежность. В течение тысячелетий существования и развития идеографические системы достигли необычайной сложности. Одновременно стали применяться знаки, изображавшие только слоги и даже просто звуки.

Древнеиндийский язык - язык древнейшего арийского населения Индии. Древнеиндийский язык принадлежит к числу ранних представителей индоевропейской семьи языков (её восточной ветви). Родственен древнеиранским языкам (авестийскому и древнеперсидскому). Наиболее ранние памятники древнеиндийского языка — собрание священных гимнов Ригведа и др. собрания ведийских текстов. На древнеиндийском языке возникла и развилась огромная литература религиозно-философского, научного, юридического содержания, а также были созданы выдающиеся памятники прозы, драмы, лирики. Древнеиндийский язык в форме санскрита получил распространение в ряде стран Юго-Восточной Азии, в Центральной Азии. Он достаточно широко используется в Индии как язык религии, философии, науки, являясь одновременно источником обогащения современных индо-арийских и дравидийских языков.

Таким образом, тема работы является весьма актуальной.


1 Исторический очерк  культуры Древней Индии


Древнейшие земледельческие поселения в долине р. Инд возникли еще в V-IV тыс. до н.э. В III тыс. до н.э. в долине Инда возникает цивилизация, условно называемая Индской или культурой Хараппы, — по современному названию местности, где был найден ее крупнейший центр, другой ее значительный центр был обнаружен в Мохенджо-Даро («холм мертвых»). Расцвет этой цивилизации датируется примерно 2300-1700 гг. до н.э. Во второй половине II тыс. до н.э. она по непонятным причинам постепенно приходит в упадок.

В конце II — начале I тыс. до н.э. с севера на территорию Индии проникают арийские племена кочевников, постепенно переходящие к земледелию, производится освоение долины Ганга. Период до середины I тыс. до н.э. называется «ведическим» — по названию священных книг «Вед». В этот период на племенной основе складываются многочисленные мелкие государства.

В середине I тыс. до н.э. на территории Индии насчитывалось несколько десятков небольших государств и около 16 крупных (как с монархической, так и республиканской формами правления). В конце VI в. до н.э. Персия захватывает ряд северо-западных районов Индии (по течению Инда). Наиболее крупными и могущественными государствами Индии в это время были государства Кошала и Магадха, расположенные в долине Ганга. Именно между ними разгорелась борьба за власть, в начале V в. до н.э. она закончилась победой Магадхи, которая стала ядром государства Нандов, в IV в. до н.э. объединившем все государства в долине Ганга и, возможно, часть районов Центральной Индии.