Содержание






Введение        2

1        Возможности персонального компьютера в образовании и развитии творческих способностей детей        5

1.1        Особенности и сущность творческого мышления        5

1.2        Использование  персонального компьютера для развития творческих способностей детей        11

2        Практика использования персонального компьютера для развития творческих способностей детей        23

2.1        Современные развивающие компьютерные программы        23

2.2        Роль компьютерных технологий в обучении ребенка информатике        29

2.3        Персональный компьютер в обучении детей с задержкой психического развития        35

Заключение        41

Список использованной литературы        45


Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в информационном обществе, к какому все в большей мере принадлежит и Россия, главным ресурсом является информация, а инструментом ее обработки - компьютер. Многие школы Тамбовской области оснащены компьютерными классами и, как правило, учащиеся осваивают работу с компьютером, начиная с пятого класса. Наряду с этим, практически в каждой семье ребенок  знакомится с компьютером чуть ли не с первых лет жизни.

Существует опасение, которое является почти штампом, что компьютер вреден для здоровья детей. Родители обеспокоены тем, что ребенок просиживает за компьютером дома по несколько часов в день, не желая пойти погулять или поиграть с друзьями. В этом есть доля истины, однако следует и подробнее рассмотреть возможности, которые предоставляет компьютер, являясь инструментом развития творческих способностей детей.

В этом плане компьютер обладает целым рядом достоинств. Действительно, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе. Учитывая, что основным видом деятельности детей 7-9 лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет ребенку в обучении и появится  положительная мотивация усвоения знаний.

Следует также отметить, что обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Но, как мы знаем у детей различные уровни мышления. Поэтому учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.

Основная, образовательная цель введения компьютера в мир ребенка — это прежде всего формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко применяющем компьютерные (информационные) технологии в быту, обучении, науке, различных гуманитарных сферах, на производстве, в экономике и управлении.

Сегодня в развитых и богатых странах мира новые информационные технологии используются повсеместно. Компьютеры, программированные станки, электронные приборы и устройства можно встретить и у нас на каждом шагу. Все эти достижения научно-технической мысли совершают подлинный переворот в сознании и в квалификации людей, ими владеющих. Человек, получая новое интеллектуальное орудие, чувствует свою интеллектуальную силу, повышающую его шансы на успех в обществе.

В наши дни, в начале XXI века, решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор и применение. Компьютерные локальные, региональные, межрегиональные и, наконец, глобальные (спутниковые) системы связи создают особую инфраструктуру современной цивилизации. Пользоваться этой информационной инфраструктурой и обогащать ее будут завтра сегодняшние дошкольники. Именно поэтому любой ребенок должен уже сегодня уметь пользоваться компьютером как средством своей деятельности.

Таким образом, применение компьютера в обучении и развитии детей представляется целесообразным.

Таким образом, тема курсовой работы является весьма актуальной.

Цель курсовой работы – изучение персонального компьютера как средства развития творческих способностей детей.

Задачами курсовой работы в связи с указанной темой являются:

ѕ Изучить возможности персонального компьютера в образовании и развитии творческих способностей детей.

ѕ Изучить практику использования персонального компьютера для развития творческих способностей детей

Объект исследования: использование персонального компьютера в обучении детей.

Предмет исследования: процесс развития творческих способностей детей.

Методы исследования:

Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение.

Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент.



1 Возможности персонального компьютера в образовании и развитии творческих способностей детей

1.1 Особенности и сущность творческого мышления

Рассмотрим некоторые факты, которые помогут лучше понять особенности творческого мышления.

Следует отметить, что творческое мышление не обязательно связано только с одним из видов мышления, например, словесно-логическим; оно вполне может быть и практическим, и образным.

Р. Арнхейм отмечает, что видеть свойства какого-либо предмета — значит воспринимать его как пример воплощения определенного общего понятия, что всякое восприятие состоит в выделении ранее абстрагированных черт. «Следовательно, абстрактное содержится не только в мышлении, но и в других познавательных процессах».

Ярким примером необходимости наглядно-образных представлений для более глубокого понимания абстрактных вещей и понятий может служить следующий пример. Оказывается, что такие различные геометрические понятия, как точка, прямая, треугольник, трапеция, окружность, эллипс, парабола, которые благодаря подкупающей простоте и законченности строения считались абстракциями, не зависящими от реальности, на самом деле связаны с ней и с конкретно-образными представлениями. Рисунок 1 наглядно демонстрирует, что все эти абстракции можно «увидеть» на различных сечениях плоскостью обыкновенного конуса. Точка получается, если плоскость проходит через вершину конуса (1.1); треугольник образуется при пересечении плоскостью конуса по его оси (1.2); отрезок прямой линии можно получить, если плоскость проходит как касательная к боковой поверхности конуса (1.3); трапеция образуется в случае, если от