Содержание







Введение        2

1        Педагогический такт во взаимодействии с детьми        4

2        Стиль поведения учителя        13

3        Развитие личности учителя в профессионально-педагогической деятельности        18

Заключение        23

Список использованной литературы        25


Введение

Профессиональный такт педагога как особого рода умении строить свои отношения с воспитанниками занимает огромное место в воспитательном процессе. Педагогический такт — это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт — это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понимание воспитуемых предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.

Чем ближе к нашему времени, тем выше требования общества к учителю. В. Сухомлинский, творивший в 70-е годы, на первое место выдвигал воспитательный аспект деятельности учителя. Каким бы «очищенным» от воспитания ни было обучение, считал он, оно является прежде всего нравственным формированием человеческой личности. Нет, не может и не должно быть обучения, «непричастного» к воспитанию. Учитель воспитывает не только идеями, заложенными в знаниях, но и тем, как он их несет в класс. В обучении взаимодействуют не только умы. Душа учителя соприкасается с душой ученика.

Есть в процессе обучения особая магия. Она — в напряжении воли учителя и воли ученика. Надо почувствовать сопротивление материала, что-бы ощутить особую прелесть полученного результата.

Сопряжение трех величин: учитель — предмет — ученик — таит в себе опасность. От того, как складываются отношения в системе «учитель — ученик», в значительной степени зависит судьба встреч с предметом. Это не заблуждение, а факт: нельзя любить математику, не испытывая больших симпатий к учителю математики. Невозможно любить искусство, не понимая учителя литературы.

Методические ухищрения, конечно, важны, без них к уму нынешнего ученика не достучишься.


Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. К последним обычно причисляются приобретаемые в процессе профессиональной подготовки, связанные с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Научная увлеченность — обязательное учительское качество. Само по себе оно не может и не имеет непосредственного значения, но без него не-возможен процесс нравственного воспитания. Научный интерес помогает учителю формировать уважение к своему предмету, не терять научной культуры, видеть и учить видеть учащихся связь своей науки с общими процессами человеческого развития.

Любовь к своему профессиональному труду — качество, без которого не может быть педагога. Слагаемые этого качества — добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей педагогической квалификации.

Личность современного учителя, воспитателя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педагог должен быть и носителем высокой личной культуры. Учитель всегда являет собой наглядный образец учащимся, образец этот должен быть своеобразным эталоном того, как принято и как следует себя вести.

Таким образом, тема работы является весьма актуальной.


1 Педагогический такт во взаимодействии с детьми

Рассматриваемая проблема базируется на личностно-деятельном подходе современной педагогики. Это вопрос взаимодействия педагога и воспитанника.

Процесс формирования педагога сложный и длительный. Современной школе участникам педагогического процесса необходимо вернуть культуросозидающие функции. А это может сделать только учитель с высоким уровнем педагогической культуры.

Под педагогической культурой учителя понимают сложное интегральное динамическое образование, которое включает в себя высокий уровень мировоззренческих, общекультурных, специальных психолого-педагогических знаний, умений и навыков практической педагогической деятельности. Именно овладение педагогической культурой позволяет знать и понимать ребенка и формирует социально-ценностные его качества.

Личностная направленность педагога включает в себя педагогическое самосознание; осознание норм, правил, моделей профессии. Некоторые исследователи выделяют и такие мотивы педагогической направленности:

ѕ истинно педагогически;

ѕ формально педагогическая;

ѕ ложно педагогическая.

Под стилем общения понимается индивидуальное социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитанника.

Взаимодействие - это феномен перехода, развития разных объектов под влиянием воздействия друг на друга, на другие объекты. Взаимодействие может происходить на уровне как живого, так и неживого.

Особенностью во взаимодействии людей является активность обеих сторон, хотя мера ее проявления различна. Вообще, активность проявляется на всех уровнях организации человека, но особенное проявление получает