содержание
Введение 2
Исследование объема кратковременной памяти 3
Исследование опосредованного запоминания 6
Коррекционная работа по развитию памяти 10
Заключение 13
Список использованной литературы 15
Введение
Память человека – это очень важная подсистема в целостной структуре психики человека. Запоминание может быть представлено разными формами психического отражения: образной, эмоциональной, словесно-логической. В каждой из этих форм память имеет свои уровни. Начальный уровень составляет кратковременная память, характеризующаяся немедленным запоминанием и воспроизведением информации, но в то же время и кратким ее сохранением. Следующий уровень является уровнем оперативной памяти, благодаря ей процессы запоминания, сохранения и воспроизведения активны лишь по достижению частных целей деятельности субъекта. Наконец, долговременная память обеспечивает длительное сохранение запомненного.
Память нужна для психической регуляции. Запоминание бывает как произвольным, так и непроизвольным. Произвольное запоминание появляется благодаря мнемическим целям, то есть сознательным целям запомнить нечто. Непроизвольное запоминание идет путем непосредственного запечатления материала, без целей запоминания. Использование специальных средств делает память опосредованной.
Для изучения некоторых особенностей запоминания применены методики исследования объема кратковременной памяти, продуктивности опосредованного запоминания и установления преобладающего типа памяти.
Исследование объема кратковременной памяти
Цель исследования: определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона.
Материал и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.
Процедура исследования
Исследование было проведено с одним испытуемым. Оно состояло из четырех аналогичных серий. В каждой серии был зачитан испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.
Первый набор
5241
96023
254061
7842389
34682538
598374623
6723845207
Второй набор
7106
89934
856086
5201570
82744525
715843413
1524836897
Третий набор
1372
64805
725318
0759438
52186355
132697843
3844528716
Четвертый набор
7106
89934
856086
5201570
82744525
715843413
1524836897
Элементы ряда предъявлялись с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3 с по команде "Пишите!" испытуемый на листе для записей воспроизвел элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читались все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта была одинаковая. Интервал между сериями 6-7 мин.
Инструкция испытуемому: "Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде "Пишите!", запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!"
В процессе обработки результатов исследования необходимо было установить:
* ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком "+";
* наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;
* количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;
* коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:
(1)
Пк – обозначение объема кратковременной памяти,
А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;
n – число серий опыта, в данном случае – 4.
В результате испытаний был получен следующий результат.
Таблица 1
Протокол исследования объема кратковременной памяти
Результат
Результат
Первый набор
5241
96023
254061
7842389
34682538
598374623
6723845207
+
+
+
+
-
-
+
Второй набор
7106
89934
856086
5201570
82744525
715843413
1524836897
+
+
+
-
-
-
+
Третий набор
1372
64805
725318
0759438
52186355
132697843
3844528716
+
+
+
+
-
-
-
Четвертый набор
7106
89934
856086
5201570
82744525
715843413
1524836897
+
+
+
+
+
-
-
По формуле 1 рассчитаем объем кратковременной памяти:
Пк=4+3/4=4,75
Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:
Таблица 2
Анализа результатов объема кратковременного запоминания
Шкала оценки уровня кратковременного запоминания
Коэффициент
объема памяти /Пк/
Уровень
кратковременного запоминания
10
8-9
7
6-5
3-4
очень высокий
высокий
средний
низкий
очень низкий
Таким образом, по результатам тестирования получаем низкий уровень
кратковременного запоминания.
Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования