ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ (ПР).



(англ. public relations - связи с общественностью) - деятельность различных правительственных и иных организаций для достижения взаимопонимания с общественностью.

ПР занимается разработкой современных коммуникативных технологий, т.е. специальных механизмов для общения, обмена мнениями и взаимопонимания. ПР, являясь функцией управления, устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между разными организациями и публикой, что и определяет успех или неудачу того или иного начинания.



Функции ПР:

мониторинг (отслеживание) сознания, мнений, отношений и поведения как внутри, так и вне организации;

анализ влияния политики, процедур и действий на общественность;

модификация элементов политики, процедур и действий в тех случаях, когда они входят в конфликт с интересами общественности и жизнью организации;

установление и поддержания двусторонних отношений между организацией и общественностью и др.

В США любая крупная фирма или компания имеет либо самостоятельное структурное подразделение, либо специалиста в качестве советника по проблемам ПР, реализующих программы по связям с общественностью в различных формах: организация и проведение пресс-конференций, презентаций, дней открытых дверей, круглых столов, выставок с демонстрационным показом лучших образцов и моделей.

Успешное установление тесных контактов с многочисленными потребителями, партнёрами, государственными органами власти и обществом в целом невозможно без глубоких знаний, опыта и компетентности руководителей коммерческих фирм, специалистов в области ПР. ПР в ведущих странах мира обрели сегодня статус самостоятельной отрасли знаний и практической деятельности. ПР возникла на стыке ряда таких наук, как социальная психология, логика, информатика, менеджмент и маркетинг. Изучение дисциплины ПР как комплексной, включающей теории коммуникации, психологии, этики, менеджмента, маркетинга, позволит студентам плавно войти в постиндустриальную и информационную стадию развития товарно-денежных отношений, принимать успешное участие в осуществлении широкомасштабных проектов в сферах экономики и социальной жизни с учётом общественного мнения, умения воздействовать на него с целью гармонизации общественных отношений и связей в обществе. В 70-х годах наука ПР официально вошла в обязательные программы экономических колледжей и университетов. Одновременно она становится серьёзным инструментом в достижении коммерческого успеха ведущих фирм США. В настоящее время более 200 только американских университетов и колледжей предлагают обучение в рамках программ "Коммуникация", "Журналистика" и бизнес-школ, особенно для специализации в области маркетинга. В самостоятельной индустрии ПР в США работает более 200 тысяч высококвалифицированных специалистов, занятых в основном консультационной деятельностью в более чем 5000 агенств. В одном лишь Информационном агенстве США занято около 9000 специалистов по ПР, ещё 1000 работает в Министерстве обороны США.

В России крупные центры консультирования ПР сосредоточены в системе академических институтов, в министерствах, госкомитетах и в других органах государственной власти. Уже несколько лет функционирует Российская ассоциация по связям с общественностью, "Гильдия работников пресс-служб и служб паблик рилейшнз России", а также десятки пока десятки специализированных агенств. Значительную работу в области ПР ведёт Торгово-промышленная палата РФ.

Многие промышленные фирмы и компании в своей структуре имеют функциональные подразделения ПР. Другие фирмы, не имея собственных служб, предпочитают пользоваться услугами специализированныз консультационных агенств, третьи используют и то, и другое. Во многих крупнейших корпорациях введены должности заместителей руководителей по ПР. Так, крупнейшая американская компания "Дженерал Моторз" имеет специального вице-президента по ПР. По данным журнала "Форчун", 439 из 500 крупнейших компаний мира имеют внутренние подразделения, занимающиеся ПР. Более 5400 американских компаний имеют самостоятельные подразделения ПР. Собственной службой ПР распологает и банковская система. Такую службу имеет, например, крупнейший немецкий банк - Deutsche Bank. Самостоятельные подразделения по ПР имеются в Международном валютном фонде и Европейском банке реконструкции и развития. Нередко функция ПР реализуется высшим руководством фирмы или компании, менеджерами и всеми теми, кто создаёт популярность организации, формирует её имидж.

Среди основных направлений работы специалистов службы ПР следует выделить такие, как:

исследование общественного мнения и своевременное информирование о нём руководства с конкретными предложениями по вопросам формирования корпоративной политики;

консультирование и подготовка важнейших выступлений первых лиц компании;

планирование, подготовка ответственных деловых встреч, от которых зависит положение фирмы в обществе, и участие в них;

формирование стратегии фирмы с учётом общественных связей;

планирование и организация рекламных компаний, популярных статей и выступлений в СМИ, подготовка ПР-программ;

организация и проведение брифингов, пресс-конференций в тесном контакте с остальными службами компании; подготовка рекламных материалов, участие в организации и проведении рекламных компаний, выставок;

подготовка материалов к публикациям в СМИ, фильмов, видеороликов, пресс-релизов, а также обеспечение видео- и фото-обслуживания.

В процессе своей деятельности специалисты по ПР должны быть способны оказывать различные услуги, опираясь на нормы и правила поведения человека, социальных групп и общностей. Для успешной работы в сфере ПР необходимо не только специальное образование. Здесь должен присутствовать талант руководителя, журналиста и художника. Среди множества качеств ПР-специалисту необходимы ещё и такие, как наличие здравого смысла, разумных суждений и острое критическое восприятие обстановки, богатое воображение и способность понимать точку зрения другого, предельное вниминие к деталям, гибкость и способность одновременно заниматься разными проблемами и, конечно же, организаторские способности наряду с выдержкой и тактичностью. Он должен уметь хорошо писать тексты, а также редактировать написанное другими. Желательно обладать приятным голосом, чёткой дикцией, ораторскими способностями, чтобы убеждать аудиторию, и иметь презентабельную внешность, обаяние и внушать доверие.

специалисты ПР постоянно следят за сообщениями в печати, радио и на телевидении, дают оценку результатам обратных связей с целевыми аудиториями, принимают меры по ликцидации "узких" мест, отвечают на вопросы, жалобы и выступления, выступают с опровержениями. Для реализации функций ПР в органах административно-государственного управления всё чаще создаются пресс-центры, центры общественных связей, информационные агенства или хотя бы вводится должность пресс-секретарей при главах администраций и ведомств.



СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ:

ПРЕДПОСЫЛКИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ


Одним из феноменов современной мировой политической культуры, безусловно, является PR, или "паблик рилейшнз". Привнесённый в российскую действительность публичными политиками и рассматриваемый последними как эффективное средство легитимизации определённого статуса и формирования необходимого общественного мнения, PR представляет всё больший интерес и для отечественной политической науки. Этот интерес обусловлен не только и не столько новизной данного феномена для отечественных исследователей, сколько перспективностью PR с точки зрения его научной разработки, начиная с понятийного и категориального аппарата, и заканчивая методологией. Несмотря на относительно длительную и "богатую" историю существования практики паблик рилейшнз, до сих пор остаются фактически открытыми вопросы институциональной трактовки PR и его социальных функций в современном обществе. Однако, на современном этапе развития паблик рилейшнз актуализация более частных проблем практики и науки PR возможна лишь через призму самой сущности этого динамично развивающегося явления.


Несмотря на довольно серьёзные традиции, официально признанную (и доказанную на богатой практике) эффективность технологий паблик рилейшнз в построении эффективной коммуникации, до сих пор в научном мире не затихают дискуссии о праве PR на самостоятельное существование в качестве отдельного вида человеческой деятельности, не говоря уже о праве на "жизнь" для PR как науки.

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИИ, ОНТОЛОГИИ И МЕТОДОЛОГИИ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ