ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Тамбовский государственный университет

ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА»

Академия экономики и управления



Кафедра «Финансы и кредит»


Работа допущена к защите:

Зав. кафедрой д.э.н., профессор                    Толстых Т.Н.

_____________________________





ДИПЛОМНАЯ РАБОТА



Тема: Оценка рыночной стоимости товарных знаков на основе доли прибыли, приходящейся на них





студента 5-го курса 3 группы

Академии экономики и управления

Специальности 080105

«Финансы и кредит»

Анцуповой Юлии Сергеевны


Руководитель к.э.н., доцент

Путилина В.Е.










Тамбов 2006

Содержание


Введение        4

Глава 1. Оценка рыночной стоимости товарных знаков в современных условиях        6

1.1. Понятие и классификация товарных знаков        6

1.2. Использование товарных знаков в хозяйственной деятельности предприятия        12

1.3. Теоретические основы оценки рыночной стоимости товарных знаков        21

Глава 2. Оценка рыночной стоимости товарных знаков, основанная на доли прибыли, приносимой товарным знаком        29

2.1. Традиционные методы оценки рыночной стоимости товарных знаков        29

2.2. Расчет рыночной стоимости товарных знаков с использованием доли прибыли, приходящейся на него        44

Глава 3. Расчет рыночной стоимости товарного знака на основе доли прибыли        56

3.1. Характеристика объекта оценки        56

3.3. Расчет рыночной стоимости оцениваемого объекта        56

3.2.1. Затратный подход к оценке рыночной стоимости ОИС.        57

3.2.2. Сравнительный подход        59

3.2.3. Доходный подход        60

Выводы:        65

Заключение        66

Список использованной литературы        69

Приложение                                                                                                   71

Введение


C развитием российского рынка товаров и услуг появляется все большее число предприятий. Потребителю предлагается все более широкий выбор товаров и услуг, что неизбежно приводит к обострению конкурентной борьбы, которая, к сожалению, не всегда ведется честными методами. Выделить свой товар или услуги среди огромной массы товаров и услуг конкурентов можно лишь одним способом - придав черты индивидуальности своей продукции. И здесь огромную роль в борьбе за потребителя и его деньги играет товарный знак, как средство индивидуализации.

Товарный знак является мощным инструментом конкурентной борьбы, становятся необходимым условием устойчивого положения фирмы на рынке. Он позволяет выделить конкретный товар от аналогов и закрепить за ним определенные ассоциации. Благодаря грамотной раскрутке товар становится известен на рынке и приобретает свою группу потребителей. Это положительно влияет на рост продаж, а также позволяет несколько завышать цены по сравнению с другими аналогичными товарами.

По мере продвижения на рынке стоимость товарного знака растет, и он становится важным элементом имущественного комплекса предприятия. Зачастую рыночная стоимость товарного знака может значительно превышать стоимость производственных и материальных ресурсов фирмы. Следовательно, оценка нематериальных активов компании значительно повышает ее общую рыночную стоимость, что положительно влияет на ее привлекательность в глазах ее партнеров и инвесторов. И здесь важно правильно оценить товарный знак предприятия, применяя в конкретной ситуации те или иные методы расчета рыночной стоимости товарного знака.

Следует особо отметить, что в настоящий момент существует множество методик оценки интеллектуальной собственности и, в частности, товарных знаков, однако многие из них постепенно устаревают и не соответствуют современной действительности. Поэтому тема дипломной работы достаточно актуальна, так как товарный знак становится важнейшим элементом имущественного комплекса фирмы и для эффективного управления данным активом необходима качественная оценка его рыночной стоимости. 

Целью дипломной работы является разработка практических методов оценки товарных знаков на основе доли прибыли, приходящейся на конкретные товарные знаки.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть сущность и классификацию товарных знаков,

2. изучить теоретические основы оценки рыночной стоимости товарных знаков,

3. проанализировать основные методы оценки товарных знаков,

4. рассмотреть и проанализировать методы расчета доли прибыли, приходящейся на товарный знак,

5. использовать полученные результаты на практике при оценке рыночной стоимости товарного знака «PANAROCK» на основе выделения доли прибыли, приносимой им.

Объектом исследования в данной дипломной работе является процесс оценки товарных знаков.

Предметом исследования является работа, выполняемая оценщиком в процессе оценки товарных знаков.

При написании данной работы использовались такие программы как Microsoft Word и Microsoft Excel.

В работе использованы статьи и научные труды таких авторов как Козырев А.Н., Макаров В.Л.,. Грязнова А.Г., Федотова М.А. и др.

Объем и структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего  34 источников информации. Содержание работы изложено на 71 странице, включая 1 приложение,  4 таблицы и 3 рисунка.