Содержание



Введение        2

1        Ознакомление с базой практики – особенности правового статуса индивидуального предпринимателя        4

2        Изучение нормативного регулирования учета и налогообложения индивидуального предпринимателя        9

3        Документальное оформление операций с использованием ККМ        17

4        Книга учета для плательщиков, применяющих УСН        22

5        Порядок заполнения Книги учета доходов и расходов        28

Заключение        33

Список использованной литературы        35


Введение

Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и, особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

В нашей стране малый бизнес привлекает к себе внимание с момента перехода к рыночной экономике, поскольку предпринимательская деятельность возможна в условиях рынка и невозможна в административной системе. Создание сети малых предприятий способно активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и новые рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса.

Законодательная и нормативная базы развития и совершенствования малого предпринимательства являются основополагающими для решения политических, экономических (в том числе и финансовых), социальных и других вопросов становления малого бизнеса в нашей стране. К числу финансовых вопросов наряду с другими можно отнести вопросы учета и налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно. Поэтому в Указе Президента РФ от 04.04.96 N 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации" такая поддержка названа важнейшей задачей государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для развития инициативы граждан Российской Федерации в этой области.

У государственной поддержки малого предпринимательства существует широкая нормативная база, основой которой является Федеральный закон от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

В соответствии с этим Законом приняты постановления Правительства РФ, основополагающими из которых являются федеральные программы поддержки малого предпринимательства. Нормативные акты о поддержке малого бизнеса и программы такой поддержки существуют также на региональном и местном уровнях.

Может создаться впечатление, что законодательные акты изобилуют всяческими преимуществами для малых предприятий. На самом же деле действующее законодательство далеко от того, чтобы способствовать реализации экономической инициативы граждан. Несовершенно налоговое законодательство, усложнены учет и отчетность субъектов малого предпринимательства, не отлажены механизмы финансово-имущественной поддержки, большинство правовых норм носит декларативный характер.

Одним из серьезных факторов, препятствующих развитию малого предпринимательства, является усложненная система бухгалтерского учета.

Цель практики заключается в рассмотрении комплекса вопросов, связанный с особенностями бухгалтерского учета малых предприятий по упрощенной системе налогообложения. Эта тема особенно актуальна в связи с продолжающимся реформированием налогового законодательства.




1 Ознакомление с базой практики – особенности правового статуса индивидуального предпринимателя

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) граждан может осуществляться двояко: с образованием юридического лица или без образования такового. Оба варианта имеют свои особенности. При выборе организационно-правовой формы предпринимательской деятельности обычно учитываются преимущества и недостатки той или иной формы.

В настоящее время индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица имеет определенные преимущества перед другими организационными формами ведения предпринимательской деятельности.

Юридическая процедура регистрации предпринимательской деятельности в этой форме предельно упрощена. Кроме того, порядок регистрации индивидуального частного предприятия, не являющегося юридическим лицом, сопряжен с меньшими затратами.

Для предпринимателей-индивидуалов установлен особый режим налогообложения. Как и коммерческие организации, индивидуальный предприниматель является субъектом налогообложения. Однако его юридический статус как налогоплательщика в условиях действующей системы налогообложения экономически более выгоден, нежели статус такого налогоплательщика, как юридическое лицо. Интересен, например, тот факт, что индивидуальные предприниматели не являются плательщиками налога на добавочную стоимость.

Иначе обстоит дело и с налогообложением имущества предприятий, считающихся юридическими лицами.

По специальным правилам производится налогообложение физических лиц и индивидуальных предпринимателей при операциях с ценными бумагами. Для последних предусмотрена отчетность перед налоговой инспекцией один раз в год путем представления декларации о доходах. Любое взыскание по налоговым обязательствам гражданина-предпринимателя производится только в судебном порядке. Это служит определенной гарантией от незаконных действий налоговых органов.

Есть очевидные плюсы в ведении финансово-хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей. Так, в отличие от коммерческих юридических лиц они не обязаны иметь расчетный счет в банке. А имея такой банковский счет, индивидуальные предприниматели обладают альтернативой в выборе форм и способов расчетов со своими контрагентами.

Отчетность индивидуальных предпринимателей намного проще, чем отчетность коммерческих юридических лиц.

Существуют особенности и в порядке внесения индивидуальными предпринимателями платежей во внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования, фонд занятости).

В ряде законодательных актов, принятых в последнее время, установлена ответственность предприятий, учреждений и организаций за определенные административные правонарушения. Между тем административная ответственность граждан как субъектов хозяйственной деятельности установлена и реализуется на иных, более либеральных началах.

ГК РФ регулирует основания и порядок ликвидации юридических лиц. Правовой же регламент ликвидации индивидуального частного предприятия предусмотрен специальным законодательством. В отличие от длительных и непростых процедур ликвидации юридических лиц прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей по их решению происходит сравнительно просто. Если сам предприниматель закрывает свое дело, то в этом случае ему достаточно произвести расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, удостоверить отсутствие претензий со стороны налоговых органов и сдать в регистрационный орган (регистрационную палату) свидетельство о государственной регистрации.