Содержание





Введение        2

1        Понятие и правовое регулирование таможенных платежей        4

2        Ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей        8

Заключение        14

Список литературы        16



Введение

Реализация политического курса на переход России к открытой экономике и интеграцию в систему международного разделения труда обусловила либерализацию режима внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД). Сфера внешней торговли с начала 90-х годов была демонополизирована, в результате чего предприятия всех форм собственности получили право осуществлять внешнеэкономические операции. Были созданы новые таможенные структуры, система валютного и экспортного контроля, призванные осуществлять регулирование ВЭД, контроль за законностью в этой сфере. В 2005 году внешнеторговый оборот страны достиг наивысшего за последние десять лет уровня. По данным таможенной статистики, в 2005 году внешнеторговый оборот России составил 245.3 млрд. долл и по сравнению с 2004 годом вырос на 33.9%. Характерной особенностью импорта России в 2005 году был стабильный рост ввоза товаров из стран дальнего зарубежья при сокращении импорта из стран СНГ.

Объем таможенных пошлин увеличился в 2005 году на 2.3 п.п. ВВП по отношению к 2004 году и составил 7.3% ВВП.

Вместе с тем такая важная составляющая федерального бюджета, как таможенные платежи, подвергается серьезным рискам и угрозам в результате криминальной деятельности субъектов ВЭД. В целом ряде случаев это связано с уклонением от уплаты таможенных платежей, установленных законом. В качестве факторов преступлений данного вида следует назвать форсированную либерализацию режима ВЭД, различие структуры внутрироссийских и мировых цен, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень криминализации экономических отношений как фактор использования внешнеэкономических связей для легализации капиталов, полученных преступным путем, недостаточную эффективность экспортного и валютного контроля, противоречия и пробелы таможенного законодательства в части регулирования таможенных платежей, регламентации режима их уплаты. Последнее обстоятельство стало предметом повышенного внимания в процессе правотворческой деятельности государства.

Экономическая активность в последние годы сопровождается интенсивным правотворчеством в сфере таможенного регулирования. Самым серьезным шагом в этой области следует признать, конечно же, принятие нового Таможенного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон N 61-ФЗ от 28 мая 2003 г.), вступившего в действие 1 января 2004 г. Обновление таможенного законодательства прямо влияет на уголовный закон в той его части, которая устанавливает основания ответственности за преступления, совершаемые в сфере таможенного дела. Это обусловлено бланкетным характером диспозиций соответствующей группы преступлений. Строго говоря, описание признаков составов данных преступлений корреспондирует с положениями таможенного законодательства, а наличие оснований уголовной ответственности прямо зависит от наличия тех конструктивных критериев (предмет преступления, место совершения, способ и т.д.), признаки которых закреплены не в уголовном, а в таможенном законодательстве.

Рассмотрим с этой точки зрения особенности признаков такого преступления, как уклонение от уплаты таможенных платежей, ответственность за которое предусмотрена статьей 194 УК РФ.


1 Понятие и правовое регулирование таможенных платежей

Федеральным законом РФ, принятым 21 ноября 2003 г., норма ст. 194 УК была изменена. Из нее исключено два отягчающих обстоятельства совершения преступления: лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных ст. 194, 198 и 199 УК РФ, и лицом, совершившим преступление неоднократно. Законодатель отказался от измерения штрафа в минимальных размерах оплаты труда и одновременно увеличил период времени, за который заработная плата или иной доход виновного могут быть в виде штрафа обращены в доход государства.

Кроме того, в примечании к статье в твердых суммах определены размеры крупного и особо крупного ущерба: свыше пятисот тысяч рублей и свыше одного миллиона пятисот тысяч рублей. Внесение изменений в текст ст. 194 УК РФ вкупе с принятием нового Таможенного кодекса Российской Федерации требует обращения к анализу юридических признаков уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или юридического лица.

В литературе до настоящего времени нет единого подхода в отнесении преступления к той или иной группе преступлений исходя из видового объекта. Существует две позиции: согласно одной преступление относится к налоговым преступлениям, согласно другой - к преступлениям таможенным. С одной стороны, уклонение от уплаты таможенных платежей посягает на отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства по поводу регулятивной части бюджета, а с другой - на законодательно урегулированную деятельность таможенных органов.

В предложенной Тюниным В.И.  классификации преступлений в сфере экономической деятельности рассматриваемое преступление было отнесено к таможенным преступлениям. В пункте 3 ст. 10 НК РФ сказано, что по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ производство ведется в порядке, установленном ТК РФ. Действующий УПК РФ (ст. 151) наделяет правом производства дознания по делам данной категории дознавателей таможенных органов Российской Федерации.

Объектом уклонения от уплаты таможенных платежей являются отношения, складывающиеся в сфере таможенного регулирования экономической деятельности по поводу перемещения товаров и уплаты таможенных платежей.

Предметом преступления являются денежные средства, поступающие в виде таможенных платежей.

В настоящее время согласно ст. 318 ТК РФ видами таможенных платежей являются: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; таможенные сборы. Базовыми законами, определяющими вид таможенного платежа и порядок расчета его величины, являются Закон РФ "О таможенном тарифе", Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ.