СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

1        Особенности творческого мышления        4

2        Сущность творческого мышления        8

3        Интеллектуальные способности человека        12

Заключение        19

Список использованной литературы        21

Введение


Проблема мышления чрезвычайно широка и многогранна. Она имеет разнообразные аспекты, часть из которых является традиционной, а другие возникли сравнительно недавно.

Психологическое исследование мышления исходит из того принципиально важного обстоятельства, что взаимодействие человека с объективным миром выступает в виде своего рода психической неуравновешенности, накопления психического заряда, требующего разрядки. Объективное отсутствие определенных элементов в той ситуации, в которую включена деятельность субъекта, делает эту ситуацию неполным, неопределенным фактором деятельности; и субъективно такая ситуация воспринимается как проблемная. Конечно, эта неполнота, неопределенность имеет место лишь на уровне явления и его субъективного отражения, поскольку еще не все компоненты ситуации деятельности доступны интеллекту субъекта.

Для обнаружения объективно существующих, но пока еще скрытых реальностей человек должен опосредованно через известные элементы и соотношения найти отсутствующие, что и порождает необходимость в познавательном процессе, то есть в мышлении, а точнее говоря, в творческом мышлении.

Важность психологического изучения мышления состоит еще и в том, что мыслительное освоение проблемной ситуации осуществляется не только сознательным уровнем психики, но психикой в целом, включая подсознательную и бессознательную ее подсистемы. Таким образом, тема работы является актуальной.

Цель работы – раскрыть и проанализировать особенности творческого мышления.

Задачами работы являются:

•        Исследование сущность творческого мышления;

•        Исследование понятия интеллектуальных способностей человека;

Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, монографии.

1 Особенности творческого мышления


Рассмотрим некоторые факты, которые помогут лучше понять особенности творческого мышления.

Следует отметить, что творческое мышление не обязательно связано только с одним из видов мышления, например, словесно-логическим; оно вполне может быть и практическим, и образным.

Р. Арнхейм отмечает, что видеть свойства какого-либо предмета — значит воспринимать его как пример воплощения определенного общего понятия, что всякое восприятие состоит в выделении ранее абстрагированных черт. «Следовательно, абстрактное содержится не только в мышлении, но и в других познавательных процессах».

Ярким примером необходимости наглядно-образных представлений для более глубокого понимания абстрактных вещей и понятий может служить следующий пример. Оказывается, что такие различные геометрические понятия, как точка, прямая, треугольник, трапеция, окружность, эллипс, парабола, которые благодаря подкупающей простоте и законченности строения считались абстракциями, не зависящими от реальности, на самом деле связаны с ней и с конкретно-образными представлениями. Рисунок 1 наглядно демонстрирует, что все эти абстракции можно «увидеть» на различных сечениях плоскостью обыкновенного конуса. Точка получается, если плоскость проходит через вершину конуса (1.1); треугольник образуется при пересечении плоскостью конуса по его оси (1.2); отрезок прямой линии можно получить, если плоскость проходит как касательная к боковой поверхности конуса (1.3); трапеция образуется в случае, если от треугольника, образуемого сечением 1.2, отделяется верхняя часть при помощи плоскости, параллельной основанию (1.4); круг можно получить, сделав поперечное сечение конуса плоскостью, параллельной основанию (1.5), эллипс образуется таким же сечением, но проведенным под наклоном (1.6); парабола вырисовывается в случае, если секущая плоскость проходит параллельно оси конуса, но не через ее саму (1.7). Таким образом, меняя расположение и взаимную ориентацию конуса и секущей плоскости, можно не только получить ряд фигур, выражающих абстрактные понятия, но и незаметно, в наглядно-действенном плане переходить от одного абстрактного понятия к другому.


Рис. 1. Примеры наглядного представления основных абстрактных геометрических понятий в виде сечений конуса плоскостью