Содержание
Введение 2
Глава 1 Криминалистическая характеристика взяточничества 4
1.1 Непосредственный предмет преступного посягательства и обстоятельства, в которых готовилось и было совершено преступление 4
1.2 Способ совершения и сокрытия взяточничества 13
1.3 Особенности механизма следообразования и личности преступника 20
1.4 Исследование обстановки совершения и психологической стороны субъектов взяточничества 32
Глава 2 Особенности организации расследования взяточничества 40
2.1 Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о взяточничестве и особенности возбуждения уголовного дела 40
2.2 Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования и программа действий следователя 49
Глава 3 Тактика проведения отдельных следственных действий 55
3.1 Особенности задержания взяточников 55
3.2 Особенности допроса взяткодателя и взяткополучателя 59
3.3 Особенности проведения обыска 68
Заключение 74
Список литературы 78
Приложение 84
Введение
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что анализ преступности в России на современном этапе выявляет усиление одной из характерных ее особенностей - коррупцию, усиливающуюся повсеместно на фоне роста организованной экономической преступности и теневой экономики. Отсутствие реальных результатов борьбы с этим негативным явлением отрицательно сказывается на состоянии общества, порождает чувство безысходности, снижает проявление гражданских, политических, предпринимательских инициатив. Приходится признать, что до настоящего времени предпринимаемые меры по борьбе с коррупцией остаются неадекватными степени опасности и распространенности этого явления.
По экспертным оценкам Межведомственной комиссии Совета безопасности по борьбе с преступностью и коррупцией, в коррумпированные отношения вовлечено 40 % предпринимателей и 2/3 коммерческих структур, в бюджеты коммерческих организаций закладывается около 50 % расходов на подкуп чиновников разного уровня. Средства массовой информации переполнены сообщениями о коррупции во всех сферах жизни общества. Публикуются даже «таксы» взяток за различные услуги должностных лиц.
Сопоставление статистических данных показывает, сколь неэффективны применяемые государством и обществом меры противодействия взяточничеству. Одной из причин этого многие аналитики и ученые правоведы видят в несовершенстве законодательства. Криминалистические инструменты борьбы вынуждены соответствовать уголовно-правовым и безнадежно отстают от практики.
Тем не менее, задачи по сдерживанию и пресечению взяточничества поставлены перед всеми правоохранительными органами России и должны выполняться.
Цель дипломной работы – изучение имеющихся методов расследования взяточничества и разработка на их основе рекомендаций по противодействию взяточничеству в России.
Задачами дипломной работы в связи с указанной темой являются:
1. Изучить криминалистическую характеристику взяточничества.
2. Раскрыть особенности расследования взяточничества, в том числе определить круг обстоятельств подлежащих доказыванию по данной категории дел, предмет и субъекты взяточничества.
3. Обозначить этапы планирования и тактику следственных действий.
Объект исследования: взяточничество, как преступление и деятельность.
Предмет исследования: методика расследования взяточничества.
Методы исследования: диалектический метод познания, процессы развития и качественные изменения рассматриваемых уголовно-правовых явлений, а также совокупность специальных методов исследования: исторического, сравнительно-правового анализа, статистического, исследования документов.
Эмпирическая база исследования: труды известных отечественных ученых-криминалистов, законодательные и нормативные акты РФ, комментарии законодательства, материалы судебной практики по делам о должностных преступлениях, материалы периодической печати.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1 Криминалистическая характеристика взяточничества
1.1 Непосредственный предмет преступного посягательства и обстоятельства, в которых готовилось и было совершено преступление
В уголовном праве термин "взяточничество" употребляется как собирательное понятие, включающее в себя два состава преступления: получение взятки (ст. 290 УК) и дача взятки (ст. 291 УК). Ответственность за взяточничество предусматривалась уже в декретах от 8 мая 1918 г. "О взяточничестве" и от 16 августа 1921 г. "О борьбе со взяточничеством", в Уголовных кодексах 1922, 1926 и 1960 гг. В 1962 г. в Кодексе в понятие "взяточничество" была включена статья о посредничестве во взяточничестве (ст. 174.1).
Взяточничество - наиболее опасное и распространенное проявление коррупции. Опасность взяточничества определяется и тем, что оно зачастую влечет за собой совершение других тяжких преступлений - особо крупных хищений, нанесение существенного вреда рыночному хозяйству, подрыв кредитно-финансовой системы и т.п.
Кроме того, взяточничество порой приобретает столь устойчивые формы, что взяточники объединяются в организованные группы и преступные сообщества, проникая во властные и управленческие структуры, правоохранительные органы, которые в конце концов становятся важнейшим средством обеспечения безопасности деятельности организованной преступности.
Учитывая выход проблемы коррупции за национальные рамки и приобретение транснационального характера, международное сообщество принимает меры против этого опасного явления, оказывающего негативное влияние на социальное, экономическое и политическое развитие государств. Генеральная Ассамблея ООН 12 декабря 1996 г. (на основе резолюции N 51/59) утвердила в качестве юридического документа Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, в котором дано определение коррупции, а затем приняла Декларацию ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих сделках. Закрепленные в этих документах положения обеспечивают правовую базу для принятия членами международного сообщества на национальном уровне эффективных и скоординированных мер по предотвращению коррупции, включая взяточничество.
По данным МВД РФ, если в 2001 г. выявлено 26 463 преступления, совершенных должностными лицами, то в 2005 году только 20498.
В 2001 г. к уголовной ответственности был привлечен 10 241 чиновник или 38,7%, то в 2005 только 4343 или 17,6%.
Наиболее часто должностными лицами совершаются такие преступления, как присвоение или растрата, служебный подлог, злоупотребление должностными полномочиями и их превышение, получение и дача взятки. В 2001 г. выявлено 7909 фактов взяточничества. Из них 88 преступлений совершены в составе организованных групп и преступных сообществ; раскрыто 6628 преступлений; к уголовной ответственности привлечено 3696 должностных лиц или 46,7%.
В 2005 же выявлено только 7404 фактов взяточничества. К уголовной ответственности привлечено 2815 должностных лиц или 16,7%.
К уголовной ответственности по-прежнему привлекаются государственные служащие и представители власти лишь низовых звеньев.
Криминалистическая структура взяточничества представлена на схеме в приложении. Рассмотрим некоторые ее звенья подробнее.
Взятка - это материальные ценности, а равно различного рода выгоды или услуги материального характера, незаконно получаемые должностным