СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

1        Место муниципального предприятия в системе хозяйственных отношений        3

2        Источник финансового обеспечения системы местного самоуправления        9

3        Организация коммерческого предприятия в муниципальных образованиях        14

Заключение        22

Список использованной литературы        25


Введение


Реальность последних лет современной России состоит в том, что на местном уровне появилась новая составляющая в жизни городов и районов – муниципальная. Она связана с установлением Конституцией РФ нового института власти - института местного самоуправления и появлением новой формы общественных организованностей - муниципального образования. Другими словами, на местном уровне сформировалась власть местного самоуправления в пределах таких территориальных образований, как муниципальные образования. При этом практически сохранилось не тронутым прежнее административно-территориальное деление, преимущественно районного типа. Не изменилась и поселенческая суть: город как таковой не перестал существовать. Прежде всего, следует отметить, что с появлением местного самоуправления сформировалась дополнительная правовая «оболочка» городов и районов - муниципальная.  

Муниципальная составляющая общественных процессов на локальном уровне так и или иначе затронула  внутреннюю суть или отдельные стороны жизни городов и районов, а также их внешнее проявление при взаимодействии разного уровня и масштаба. Прежде всего, она задала им организационно-правовую и хозяйственную целостность, определенную самостоятельность проявлений инициатив местного сообщества.

В этой связи рассмотрение особенностей коммерческой организации в муниципальных структурах является актуальной проблемой, так как функционирование таких предприятий затрагивает ключевые вопросы жизнедеятельности муниципального образования.  


1 Место муниципального предприятия в системе хозяйственных отношений


Природа местного самоуправления как общественного явления в значительной степени зависит от вида и типа хозяйственных отношений, существующих в обществе в настоящий момент. Муниципальное хозяйство, в числе которых функционируют коммерческие муниципальные предприятие, несет на себе, таким образом, черты двойственности, присущие самой природе муниципального самоуправления.

Как правило, под хозяйством понимают некую совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность.

Так, государственное хозяйство любой современной страны ограничено ее границами, а сами права государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов.

С этой точки зрения государство имеет ряд особенностей при осуществлении хозяйственной деятельности, поскольку оно, с одной стороны, выступает как равноправный субъект хозяйственных отношений (собственник), с другой стороны - как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории. Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по вопросу определения понятия муниципального хозяйства.

Первая группа исследователей данного вопроса рассматривает муниципальное хозяйство лишь как совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное хозяйство), и подходит к решению вопроса с позиции, кому принадлежит данная собственность. Подобный подход снимает с органов местного самоуправления заботу о создании условий для развития территории муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории.

Вторая группа исследователей относит к муниципальному хозяйству всю совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции, прежде всего, с частным сектором на территории муниципального образования.

Кроме того, при подобном походе происходит размывание понятия власти и подрыв ее авторитета, так как происходит подмена ориентиров, что в свою очередь приводит к недобросовестному исполнению местным самоуправлением той части общественных дел, исполнение которых возложено на нее законом.

В связи с этим известный российский исследователь Л. Велихов указывает на особенность муниципального хозяйства, которая лежит прежде всего в его целях. По определению Велихова муниципальное хозяйство - это “деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения”.

В данном определении присутствует тот критерий, по которому можно развести две предыдущие точки зрения, определив, что в понятие муниципального хозяйства включаются хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.

Таким образом, муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

Из сказанного выше следует, что система местного самоуправления занимает особое место в государстве в силу своей общественно-государственной природы. С этой точки зрения она выполняет две важнейшие функции:

ѕ связь между государством и населением;

ѕ связь между государством и мелким собственником.

Являясь неотъемлемой частью государства, органы местного самоуправления тем не менее имеют особенности, отличающие его от органов государственной власти. Эти особенности местного самоуправления блестяще сформулированы в книге Л. Велихова “Основы городского хозяйства”. Велихов определяет четыре основных отличия органов местного самоуправления от органов государственной власти, вызванных общественным характером этой власти:

1. Самоуправление в отличие от государственной власти - власть подзаконная, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти.

2. Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается (предметы его ведения). В этом его отличие от советов, где все уровни власти занимались всем, и окончательным являлось только решение центральных органов власти.