Содержание





Введение        2

Глава I        Особенности деятельности социального педагога в условиях детского дома по адаптации воспитанников к социуму        5

§1. Детский дом как социальное учреждение        5

§2. Методы социальной адаптации детей сирот в условиях детского дома        10

§3. Отечественный и зарубежный опыт        18

Глава II        Проект программы формирования у воспитанников детского дома навыков поиска и выбора профессии через Интернет        23

§ 1. Обоснование проекта программы        23

§ 2. Способы реализации целей и задач программы        32

§ 3. Сроки и этапы реализации проекта        35

Заключение        37

Список литературы        39

Приложение        43



Введение

Изменение социально - экономической ситуации в стране за последние десять лет привело к значительному росту количества детей-сирот. Резкое снижение жизненного уровня для многих семей становится причиной асоциальной жизни. При этом больше всего страдает самый незащищенный слой общества – дети. Для того, чтобы обеспечить ребенку безопасность и достойный уровень жизни, государство определяет его в специально созданные учреждения — детские дома. В настоящее время постоянно растет количество детей, воспитывающихся в семьях, которые не предоставляют условий для нормального развития ребенка. Частым явлением стал отказ матерей забирать своих детей из родильного дома, вследствие чего они попадают в дома ребенка, а затем в детский дом. В связи с этим социально-педагогическая адаптация детей-сирот является одной из актуальных проблем современной педагогики.

Требования современного общества к своим членам постоянна повышаются, а, как показывает практика, воспитанники детских домов им не отвечают Детям трудно адаптироваться к самостоятельной жизни за стенами детского дома. Чтобы предотвратить эти проблемы, необходимо с самого раннего возраста обращать внимание на вопросы их социально-педагогической адаптации.

Конвенция ООН о правах ребенка гарантирует детям, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения или которые в собственных наилучших интересах не могут оставаться в таком окружении, право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. При этом значительная часть контингента детских домов - социальные сироты. В России на данный момент более полумиллиона детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 95 % - сироты при живых родителях (социальные сироты). В Тамбовской области, по данным на 2005 год, работает 15 детских домов, в которых воспитывается 900 детей, при этом их основная масса дети при живых родителях. Всего в Тамбовской области на 1 января 2006 года 12 193 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальное сиротство - одно из следствий социально-экономических проблем нашего общества. К этой категории относятся дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из семей алкоголиков и осужденных, дети -беженцы, дети из семей эмигрантов и безработных, а также дети, пострадавшие при вооруженных конфликтах, межнациональных войнах и экологических катастрофах. Практика показывает, что именно они составляют сегодня основной контингент детских домов 

Дети - социальные сироты, лишенные возможности жить в семье, не имеют полноценного эмоционального общения со взрослыми, что в свою очередь отрицательно влияет на их психическое и интеллектуальное развитие Даже при содержании в самых комфортабельных и психологически щадящих условиях инновационных детских домов до 90% детей (И.В. Дубровина, М.И .Лисина, А. М. Прихожан и др ) вырастают с отклонениями в поведении и различной степени нарушениями развития психики. В дальнейшем такие нарушения делают возможным развитие ребенка синдрома госпитализма -  психической и физической отсталости, возникающей в первые годы его жизни в условиях дефицита общения. Таким образом, тема курсовой работы является весьма актуальной.

Непосредственное отношение к обозначенной проблеме имеют исследования, отражающие значение творческой деятельности в процессе социально-педагогической адаптации детей (В. А. Андреев, М. Е. Бурно, И. П. Воропаева, М. Эриксон и др ).

Интерес представляют работы, связанные с разработкой модели социально-педагогической адаптации детей (М. Э. Вайнер, М. А. Ветлугина, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е. А. Ямбург и др )

Цель курсовой работы - изучение социально-педагогической адаптации детей-сирот в условиях детского дома.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи курсовой работы:

* Изучить особенности деятельности социального педагога в условиях детского дома по адаптации воспитанников к социуму.

* Разработать проект программы формирования у воспитанников детского дома навыков поиска и выбора профессии через Интернет.

Объект исследования — социально-педагогическая адаптация детей-сирот в условиях детского дома.

Предмет исследования - процесс социально-педагогической адаптации детей-сирот в условиях детского дома.

В процессе исследования использовались различные материалы: нормативно-правовые акты, монографии, публикации в специализированной печати и прессе, данные статистических и социологических исследований.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов для разработки программ социальной детей-сирот в условиях детского дома.