СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

1        Виды и свойства восприятия        4

2        Основные характеристики восприятия        11

3        Законы восприятия        15

4        Восприятие как познавательный процесс        21

Заключение        24

Список литературы        26



Введение

Актуальность темы работы. Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Человек, чтобы грамотно общаться, должен иметь развитыми все познавательные процессы. Один из важнейших познавательных процессов - восприятие - это активный процесс, использующий информацию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем больше он увидит в предмете или другом человеке - партнере по общению. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию, передают ежесекундно ее огромный поток. Это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Если бы человек лишился органов чувств, он не смог бы общаться, избегать опасности.

Восприятие - это то, как мы смотрим на мир, как его структурируем, что учитываем при принятии решения.

Ощущения отражают отдельные качества реальности, а восприятие создает интегральную картину действительности. То есть, восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающей среде.

Значит, восприятие - это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их воздействии на органы чувств.

При восприятии происходит объединение основных признаков, получаемой информации и сопоставление их с прошлым опытом, возникает "самоорганизующаяся информационная система". Такие системы обеспечивают последовательность, в которой поступает информация, позволяя устанавливать шаблоны.

В результате этого возникает явление стереотипизации, или создания шаблонов, то есть устойчивое представление о предмете или явлении.

Наше мышление затем остается в ловушке этих шаблонов. Поэтому нам нужны способы расширения и перемены восприятия (творчество).

Восприятие субъективно, потому что одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от интересов, потребностей, способностей и т.д.

Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффективным. Например, установлено, что уровень восприятия текста при его чтении вслух гораздо ниже, чем при чтении про себя. Дело в том, что пропускная способность слуха ниже, чем пропускная способность зрения.

Плохая логика ведет к ошибочному мышлению. С этим согласится всякий. А вот обратное заключение совершенно неверно. Хорошая логика не обязательно ведет к хорошему мышлению. Если восприятие ошибочно, хорошая логика дает ложный ответ.

Поэтому, развитие восприятия имеет большое значение для учебной деятельности, т.к. помогает усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.

Таким образом, тема работы является весьма актуальной.



1 Виды и свойства восприятия

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его