СОДЕРЖАНИЕ

РЕФЕРАТ        2

Введение        3

Глава 1        Характеристика деятельности высшего учебного заведения и значение его учета и анализа        8

1.1        Высшее образование в системе народного образования России        8

1.2        Характеристика деятельности высшего учебного заведения Российский новый институт г. Тамбова                16

1.3        Особенности учета и анализа в высшем учебном заведении        27

Глава 2        Действующая практика учета деятельности бюджетного учреждения        45

2.1        Учет финансирования, денежных средств и расходов        45

2.2        Учет основных средств и материальных ценностей        61

2.3        Учет расчетов        83

Глава 3        Анализ деятельности  Российского нового института г. Тамбова                96

3.1        Анализ бюджетного финансирования        96

3.2        Анализ внебюджетных средств        107

Заключение        118

Список использованной литературы        124

Приложения

РЕФЕРАТ


Дипломная работа содержит 116 страниц, 6 таблиц, 14 рисунков, 50 наименований использованных источников, 3 приложения.

Перечень ключевых слов: бюджет, образование, смета, анализ.

Объект исследования: предприятие (государственное образовательное учреждение Российский новый институт).

Цель работы: проанализировать состояние учета и отчетности на предприятии и изменение количественных и качественных показателей его работы, влияние основных факторов на них. Разработать предложения по улучшению учетно-экономической работы и эффективности деятельности.

Методы исследования: изучение и использование законодательных и нормативных актов, экономико-статистические методы, сравнительный, монографический метод, эксперимент, анкетирование.

Полученные результаты: изучена действующая практика учета и отчетности, методика экономического анализа и аудита. Разработаны рекомендации по их совершенствованию.

Степень внедрения: частичная.

Эффективность: совершенствование методики аудита, анализа на предприятии.

Область применения: в практике работы предприятия.

Введение


На протяжении последних 10-15 лет российское государство и общество переживают сложный и неоднозначный период реформирования всех сфер жизнедеятельности.

Очевидно, что конечная цель этих реформ - ускоренная модернизация, прорыв в социально-экономическое и политическое благополучие, создание сильного, стабильного государства, формирование процветающего, устойчиво развивающегося общества.

Успешность решения указанной проблемы в первую очередь определяется средствами образования, как отраслью выявляющей, развивающей интеллектуальный потенциал нации, обеспечивающей углубление демократизации общества.

Сегодня конкурентоспособность страны в меньшей степени определяется наличием природных ресурсов. На первый план выступает “человеческий фактор”, способность создавать и осваивать сложнейшие наукоемкие технологии, обеспечивать принципиально новый технологический уровень производства, адаптироваться к условиям новой информационной среды. Это возможно только при наличии тотальной грамотности, высокого интеллектуального уровня общества, а также при условии результативной государственной политики в области образования.

В первую очередь, это утверждение верно для системы профессионального, высшего образования. Российскому государству необходима четко функционирующая система подготовки высокоинтеллектуальных специалистов, которые будут способны эффективно работать в высокотехнологичном производстве XXI века.

Новое время выдвигает новые требования к образованию, в том числе такие, как создание условий для массового профессионального образования при сохранении элитарного высшего образования, основанного на принципах отбора абитуриентов, а также предоставление возможности гражданам в любом возрасте, в любое время, в любом месте независимо от социального статуса получать любое необходимое качественное образование. Таким образом, система высшего образования, при переходе к устойчивому развитию общества, должна существенно отличаться от традиционной.

Наряду с достижением определенных успехов в своем развитии, отечественная система высшего образования столкнулась с рядом острых проблем, требующих скорейшего разрешения. Так, на протяжении последнего десятилетия серьезной проблемой является финансирование высшей школы. Государство, в связи с ростом экономики в последние годы стало больше внимания улелять финансированию образования. В федеральном бюджете, в последние годы, рост расходов на образование ежегодно составлял более 50 %, что превышало рост расходов федерального бюджета в целом. Безусловно, удельный вес ассигнований на образование в расходной части федерального бюджета возрастает, при формировании бюджета 2003-2004 годов был взят курс на приоритетное финансирование образования. В бюджете 2003 года расходы на высшее образование составили 4791366,1 тыс. руб. (в 2002 году 4677903,9 тыс. рублей). Увеличены заработная плата работников образования (повышение заработной платы работников образования в рамках повышения 1 разряда ЕТС в 1,33 раза с 01.10.03), студенческие академические и социальные стипендии (повышение в 2 раза законодательного установленного размера стипендии учащейся молодежи с 01.09.2003), надбавки за ученую степень (повышение в 3 раза надбавок к должностным окладам профессорско-преподавательскому составу вузов за ученую степень и доведение их для кандидата наук до 900 руб., для доктора наук до 1500 рублей), однако даже этих средств явно не достаточно для осуществления опережающего развития отечественного образования в целом, высшей школы в частности.

Так, например, предполагаемое увеличение заработной платы работникам образования в 1,33 раза с 1 октября 2003 года лишь частично компенсирует рост стоимости жизни со времени предыдущего увеличения заработной платы 1 декабря 2001 года, поскольку согласно экспертной оценке ЦК профсоюза работников народного образования и науки, с 1 декабря 2001 года по октябрь 2003 года прожиточный минимум возрастет на 40 %. Таким образом, предполагаемое в 2003 году, увеличение заработной платы не решит задачи создания эффективной отраслевой системы оплаты труда работников образования, обеспечивающей стимулирование работы молодых специалистов и квалифицированных кадров в сфере образования.

С вопросами финансирования высшего образования связана и иная проблема - плата за обучение в вузах. Обучение в высшей школе в настоящее время осуществляется как на бюджетной, так и на платной основе. При этом большинство студентов обучается с полным возмещением затрат за счет бюджетных средств. Если в 1995 году в государственных вузах России училось 2642,0 тыс. “бюджетников”, то в 2003 году их число увеличилось до 4797,4 тыс. человек.

В связи с этим следует отметить, что важным направлением в части финансирования высшего образования является проблема рационального использования бюджетных средств. Проблему целевого использования бюджетных средств поможет решить правильно организованная система бухгалтерского учета в бюджетном учреждении (государственном образовательном учреждении). Отчасти эту проблему решает казначейское исполнение бюджета, однако, что касается рациональности планирования сметы расходов и затем ее исполнения, то приоритет остается за бухгалтерской службой учреждения, что прямо вытекает основных задач бухгалтерского учета:

формирование полной и достоверной информации о деятельности