СОДЕРЖАНИЕ




1        Основные школы древне-китайской философии        2

1.1        Когда и в каких условиях в древнем Китае возникли первые философские школы        2

1.2        Какова предистория Древне-китайской философии. Что послужило ее главными теоретическими источниками        6

1.3        Какие проблемы считаются традиционно самыми важными в Древне-китайской философии        8

1.4        Общие и различия в философских учениях конфуцианства и даосизма        12

1.5        Каково влияние китайской философии на развитие культуры древнего Китая. В чем выражается это влияние в современном Китае        15

Список использованной литературы        22

1 Основные школы древне-китайской философии

1.1 Когда и в каких условиях в древнем Китае возникли первые философские школы

Китайская цивилизация - одна из древнейших в мире. Уже пять тысячелетий на земле Китая существуют государства, сложилась великая и самобытная культурная традиция. В первом тысячелетии до нашей эры во время правления династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.) в Древнем Китае сформировалась оригинальная и до сих пор поражающая своей глубиной философия. Долгие столетия она была практически неизвестна в Европе. По-настоящему ее изучение европейскими историками философии началось лишь в новое время.

Почти со всех сторон Китай естественно ограничен - море и горы, только с севера его территория долго не имела преград. Но это «упущение природы» было ликвидировано в III в. до н. э., когда первый китайский император Цинь Ши-хуанди отдал приказ о строительстве Великой Китайской стены. Эта стена стала своеобразным знаком, символом государственности и культуры Китая. Территориальная обособленность Китая сыграла немалую роль в истории страны: ограниченность пространства перешла в некую культурную замкнутость и сосредоточенность на самой себе. Все, что оставалось за пределами Китая, было жутким и непонятным миром варваров.

Одним из самоназваний Китая - кроме Тянь-ся - стало «Срединные царства», т. е. середина, центр мироздания, а сами китайцы стали ощущать себя единственными носителями культуры, ответственными перед Небом и Землей за правильность космического цикла (чередование весны и осени, движение небесных светил, смена приловов и отливов). Это чувство ответственности получило воплощение в ритуале (знаменитых «китайских церемониях»), пронизавшем и пропитавшем собой все уровни китайского бытия и культуры.

Экономическим основанием древнекитайской цивилизации было прежде всего земледелие.

Землей владела сельская община, она же и распределяла эту землю в соответствии с так называемой «колодезной системой». Это означало, что вся земля делилась на девять частей, по форме напоминавших квадрат. Восемь периферийных частей поступали в распоряжение отдельных семей или родовых кланов, из которых состояла община, а вот центральный, срединный надел земли считался общественным. Его совместно обрабатывали и урожай с него поступал в качестве налога в государственную казну.

Общинники жили замкнуто, их повседневная и личная жизнь строго регламентировалась ритуалом и находилась под жесточайшим контролем общественного мнения.

Традиционная техника земледелия и общинно-крепостной образ жизни обусловили сохранение и воспроизводство традиционного мировоззрения, направленного на сохранение исторически сложившихся нравов, мифов и шаманских верований родоплеменного общества.

Характернейшими чертами традиционного мирочувствования были одушевление и оживотворение Природы (поклонение деревьям, рекам, горам), культ предков и вообще прошлого, боязнь каких-либо перемен и новшеств. Это даже нашло отражение в древнекитайском проклятии: «Чтоб ты жил в эпоху перемен!» Китайская культура уподобилась человеку, идущему вперед, но с головой, повернутой вспять.

Культ прошлого и его представителей в реальной жизни (старики, пожилые родственники, родители, старшие братья) стал неотъемлемой частью китайской национальной психологии. С середины первого тысячелетия до н. э. на один уровень с высокопочитаемыми предками были возведены все начальствующие лица. Сложилась очень своеобразная, но типичная для традиционного земледельческого общества социальная иерархия: старшие и начальники - наверху, а младшие и подчиненные - внизу.

Для китайского мировосприятия характерно циклическое понимание развития, общее для космоса, природы и человека. Все, что некогда возникло, должно в свое время исчезнуть, дабы возникнуть вновь в преображенном виде. Все и вся содержит в себе предел, некую критическую массу роста, границу, после достижения которой вектор движения неизбежно меняет свое направление на противоположное. «Как ни расцветай, придется вернуться к своему пределу», - говорил древнекитайский мудрец Лао-цзы. Скорость переходит в торможение и покой; красота, достигнув своего предельного совершенства, неотвратимо превращается в уродство; зло способно перетекать в добро, а в добре «прорастают» семена зла. Все мироздание находится в состоянии взаимопревращений, взаимопереливов и взаимопрорастания. Однако в разных местах Поднебесной степень этого метаморфического вихря различна.

Радикальная демифологизация осуществлялась в китайской культуре как бы изнутри мифосознания - через переосмысление мифологической модели мира при сохранении ее общей структуры. Прежде всего, сохранялся принцип единосущности микро- и макрокосмоса: человека и Вселенной. Поэтому для мировоззрения древних китайцев были характерны антропоцентризм - ориентированность на человека и натурализм, при котором исключалась всякая двойственность (дуализм) в понимании человека, подразумевающая возможность раздельного существования души и тела. Вся культура Запада постоянно обращается к этому дуализму души и тела. Для китайского мировосприятия, напротив, изначальной аксиомой является их единство: "не может быть нематериального духа, не может быть обездушенного, но живого тела". При этом человек мыслился как частица Мироздания, микрокосм, состоящий из взаимопереходящих друг в друга трех психических энергий (трех цветков): семени - цзин, дыхания - ци и духа - шэнь. Поэтому геометрическим символом человека служит треугольник.

     Ци - это универсальный субстрат мира - непрерывная среда динамических колебаний, которая поляризуется и пульсирует под действием противоположных космических сил - ян и инь. Соответственно все вещи трактуются как подвижные, текучие, ритмично пульсирующие.

     Текущее положение дел должно оцениваться по отношению к изначальной гармонии великой триады: Небо - Человек - Земля и должно приводиться в соответствие с ней. Отсюда вытекает характерный для древнекитайского мировоззрения практицизм: знание - это не только описание положения дел, но и предписание к действию. Поэтому центральное место в мировоззрении и философии древних китайцев занимают этико-политические проблемы. Ведь деятельность по упорядочению общественной жизни (Поднебесной) понимается как важнейший фактор поддержания вселенской гармонии.

В конце первого тысячелетия до нашей эры в Китае начали складываться предпосылки возникновения философии, а к VII-VI вв. до н.э. сложились первые развитые философские школы. В историко-философской науке периодизация осуществляется по различным основаниям китайской философии. Наиболее простой для понимания является периодизация, в основу которой кладется европейская линейная матрица со смещением хронологических вех. Выделяются четыре периода: древний (ХI - III вв. до н.э.), средневековый (III в. до н.э. - ХIХ в. н.э.), новый (середина ХIХ в. - 4 мая 1919 г.), новейший (1919 - по наст. время).

Расцвет древнекитайской философии приходится на VI-V века до нашей эры, когда возникают "сто философских школ", объединенных по шести основным направлениям:

Школа "даоцзя" (даосизм, основатель - Лаоцзы);

Школа служилых людей (конфуцианство, основатель - Кунцзы (латинизированное имя - Конфуций));

Школа "фацзя" (легизм или школа законников);

Школа "моцзя" (моизм - последователи философа Моцзы);

Школа "минцзя" (школа имен или номиналисты (от латинского "nomina" - имя);