СОДЕРЖАНИЕ



Введение        2

1        Основные проблемы молодежи        5

2        Положение молодежи в России и общая оценка молодежью ситуации в стране        9

Заключение        19

Список литературы        21

Введение


Стержневая роль системы ценностей, на которую опирается культурно-воспитательная работа общества, проявляется особенно четко в те кризисные моменты, один из которых переживает сегодня Россия. Более того, именно в эти моменты происходит смена такой системы, и чем более стихийна эта смена, тем более болезненно проходит она для общества.

Сегодня кризисное состояние российского общества очевидно: разрушены экономические связи, утеряны нравственные ориентиры, утрачено единство государственности и многонациональной культуры.

Время как бы отвернулось от человека, оставив его один на один с теми переменами, которые часто приобретают превращенную форму насаждения модели западноевропейского образа жизни, достатка и культуры.

В таких условиях стихийно формируется специфический тип людей, оторвавшихся от системы нравственных ценностей, культурных ориентиров, а потому легко идеологизируемых разного рода суррогатами идей и программ, нацеленных на абсолютизацию материального, когда человек, по выражению Н.Бердяева, ищет не смысла жизни, а только благ жизни.

Забота о собственном благополучии стала делом первостепенной важности, нравственной доминантой времени. Часто этот принцип становится единственным, и тогда пути достижения благополучия могут быть полузаконны, совсем незаконны, совершенно аморальны.

С другой стороны, социальные проблемы, встающие перед человеком в нашем обществе, вынуждают большую его часть заботиться в первую очередь о физическом выживании и отбрасывать за недостатком времени и сил понятия "душа", "внутренний мир человека".

Процесс разбалансирования нравственных чувств в масштабах всего общества привел к неизбежности поиска опоры для новой, относительно устойчивой иерархии ценностей.

Все эти проблемы приобретают особую остроту, когда речь идет о новых поколениях, в руках которых будет судьба России в начале третьего тысячелетия. Взять, например, ситуацию Тамбовской области. Только в Тамбове и прилегающих городах и поселках исчезли тысячи рабочих мест квалифицированного медицинского персонала. Это подорвало традиционно высокий престиж этой профессии у молодежи региона.

Смена приоритетов в этой сфере приводит к иллюзиии невостребованности профессионализма вообще. Быстрый успех, не зависящий от уровня образования и культуры, достаточно характерный для начального этапа рыночного развития, приводит к возникновению особого рода безнравственности - безнравственности непрофессионализма, к культу чисто денежного преуспевания.

Отказ от исторической перспективы построения социализма, деидеологизация общественной жизни привели к разрушению отработанной системы воспитания молодого поколения через преемственную структуру детских и молодежных организаций, сопровождавших человека от начала обучения в школе до полного жизненного становления (октябрята-пионеры-комсомол).

Духовная наполненность этой системы сегодня подвергается критике, однако те организационные принципы позволяли с достаточной эффективностью осуществлять структурирование системы нравственных ценностей и ориентиров, опирающихся на единый для всех возрастных групп идеал, который затем становился моральным основанием всего жизненного пути человека.

Человек занимал свое место в общественной жизни через вхождение в организационные структуры этой системы, осознавал через нее свое соответствие общественно признанному идеалу, получал призвание своего общественного успеха с самого детства.

Эта организующая функция должна и сегодня присутствовать независимо от того, каково содержание идеала, предлагаемого обществу в качестве ведущего. Более того, для вновь становящейся и еще слабой ориентации на то, чтобы стать культурным, образованным, богатым человеком она вдвойне необходима.

В хаосе беспорядка и неорганизованности может стихийно сформироваться лишь стремление жить хорошо любой ценой, не связанное с духовным наполнением этой жизни, а значит, бесперспективное в контексте длительного развития современной цивилизации.

Собственная субкультура, создаваемая молодежью, может также стать контркультурой, разорвать связи поколений, лишить нас возможности эффективно влиять на собственное будущее.

В этих условиях проблемы молодежи являются серьезной общегосударственной проблемой, чем и объясняется актуальность темы работы.

1 Основные проблемы молодежи


Молодежь - это социально- демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.

Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.

Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.

Падение рождаемости в Российской Федерации привело к "старению" молодежи: увеличилась доля 25-29 летних. Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 19% и составляет лишь 18,5% сельского населения России.