СОДЕРЖАНИЕ



Введение        2

1. Основные проблемы молодежи и принципы государственной молодежной политики        6

1.1. Молодежь как особая группа        6

1.2. Принципы государственной молодежной политики        9

1.3. Особенности социальной работы с молодежью        11

1.4. Положение молодежи в России и общая оценка молодежью ситуации в стране        14

1.5. Роль социальных служб  в социальной работе с молодежью        23

1.6. Организация работы молодёжных служб в Европе        28

2. Социальная работа с молодежью на примере социальной службы г.Сочи        33

2.1. Роль социальных служб в решении молодежных проблем в Краснодарском крае        33

2.3. Пример реализации молодежной социальной службы в городе Адлер        40

Заключение        43

Список литературы        48

Введение


Стержневая роль системы ценностей, на которую опирается культурно-воспитательная работа общества, проявляется особенно четко в те кризисные моменты, один из которых переживает сегодня Россия. Более того, именно в эти моменты происходит смена такой системы, и чем более стихийна эта смена, тем более болезненно проходит она для общества.

Сегодня кризисное состояние российского общества очевидно: разрушены экономические связи, утеряны нравственные ориентиры, утрачено единство государственности и многонациональной культуры.

Время как бы отвернулось от человека, оставив его один на один с теми переменами, которые часто приобретают превращенную форму насаждения модели западноевропейского образа жизни, достатка и культуры.

В таких условиях стихийно формируется специфический тип людей, оторвавшихся от системы нравственных ценностей, культурных ориентиров, а потому легко идеологизируемых разного рода суррогатами идей и программ, нацеленных на абсолютизацию материального, когда человек, по выражению Н.Бердяева, ищет не смысла жизни, а только благ жизни.

Забота о собственном благополучии стала делом первостепенной важности, нравственной доминантой времени. Часто этот принцип становится единственным, и тогда пути достижения благополучия могут быть полузаконны, совсем незаконны, совершенно аморальны.

С другой стороны, социальные проблемы, встающие перед человеком в нашем обществе, вынуждают большую его часть заботиться в первую очередь о физическом выживании и отбрасывать за недостатком времени и сил понятия "душа", "внутренний мир человека".

Процесс разбалансирования нравственных чувств в масштабах всего общества привел к неизбежности поиска опоры для новой, относительно устойчивой иерархии ценностей.

Все эти проблемы приобретают особую остроту, когда речь идет о новых поколениях, в руках которых будет судьба России в начале третьего тысячелетия. Взять, например, ситуацию Краснодарского края. Только в Сочи и прилегающих городах и поселках исчезли тысячи рабочих мест квалифицированного медицинского персонала. Это подорвало традиционно высокий престиж этой профессии у молодежи региона.

Смена приоритетов в этой сфере приводит к иллюзиии невостребованности профессионализма вообще. Быстрый успех, не зависящий от уровня образования и культуры, достаточно характерный для начального этапа рыночного развития, приводит к возникновению особого рода безнравственности - безнравственности непрофессионализма, к культу чисто денежного преуспевания.

Здесь не обойтись без глубокой, целенаправленной системы культурно-воспитательной работы, нацеленной на создание культурного, цивилизованного предпринимателя, финансового менеджера, совершенно необходимого для успешной деятельности вновь возникающих институтов.

Отказ от исторической перспективы построения социализма, деидеологизация общественной жизни привели к разрушению отработанной системы воспитания молодого поколения через преемственную структуру детских и молодежных организаций, сопровождавших человека от начала обучения в школе до полного жизненного становления (октябрята-пионеры-комсомол).

Духовная наполненность этой системы сегодня подвергается критике, однако те организационные принципы позволяли с достаточной эффективностью осуществлять структурирование системы нравственных ценностей и ориентиров, опирающихся на единый для всех возрастных групп идеал, который затем становился моральным основанием всего жизненного пути человека.

Человек занимал свое место в общественной жизни через вхождение в организационные структуры этой системы, осознавал через нее свое соответствие общественно признанному идеалу, получал призвание своего общественного успеха с самого детства.

Эта организующая функция должна и сегодня присутствовать независимо от того, каково содержание идеала, предлагаемого обществу в качестве ведущего. Более того, для вновь становящейся и еще слабой ориентации на то, чтобы стать культурным, образованным, богатым человеком она вдвойне необходима.

В хаосе беспорядка и неорганизованности может стихийно сформироваться лишь стремление жить хорошо любой ценой, не связанное с духовным наполнением этой жизни, а значит, бесперспективное в контексте длительного развития современной цивилизации.

В этих условиях место длительного и кропотливого взращивания культурных традиций, объединяющих национальное и глобальное, занимает эрзац-культура, национализм, примат грубой силы. Проводники этой тенденции в лице религиозных сект, националистических организаций, мафиозных структур могут и в нашем городе перехватить инициативу в работе с молодежью у системы народного образования, испытывающей значительные материальные трудности.

Собственная субкультура, создаваемая молодежью, может также стать контркультурой, разорвать связи поколений, лишить нас возможности эффективно влиять на собственное будущее.

В этих условиях социальная защита молодежи в условиях существующей ситуации является серьезной общегосударственной проблемой, чем и объясняется актуальность темы курсовой работы.

Цель исследования - исследовать основные проблемы социальной работы с молодежью в г. Сочи и районе, разработку и осуществление молодежной политики в стране и регионе, содержание, формы и методы социальной работы с молодежью.

В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать существующее состояние с осуществлением молодежной социальной политики в стране и регионах.

2. Выявить основные проблемы в деятельности специалиста социальной работы с молодежью.

3. Изучить российский и зарубежный опыт социальной работы с молодежью.

4. Описать существующие организационные формы социальной работы среди молодежи в г. Сочи.

Объект исследования: процесс деятельности социальной службы.

Предмет исследования: процесс социальной работы в молодежной службе.

Методы исследования: анализ прессы, монографий, учебников, анкетирование, картографирование, тестирование.

База исследования: молодежь, как особая социальная группа в России, Краснодарском крае, г. Сочи, г. Адлер.