Содержание





Введение        2

1        Философия эпохи Возрождения        5

2        Философы и философские школы эпохи Возрождения        8

2.1        Ренессансный гуманизм        8

2.2        Пико делла Мирандола        10

2.3        Николай Кузанский        12

2.4        Джордано Бруно        13

2.5        Эразм Роттердамский        15

2.6        Социальная философия Ренессанса        17

2.7        Реформация и гуманизм        21

Заключение        26

Список литературы        29



Введение

Период завершения Средневековья и начала следующего этапа истории получил в науке название «эпохи Ренессанса» в котором выделяются, в свою очередь, следующие историче­ские этапы:

Предвозрождение (Дученто) II пол. XIII в.

Ликвидация крепостничества, накопле­ние торгово-купеческих капиталов, появ­ление антифеодальных городских консти­туций.

Раннее Возрождение (Треченто) XIV век

Эпоха пополанской демократии горо­дов, государств, появление мануфактур.

Зрелое Возрождение (Кватрочето) XV век

Ограниченная пополанская демократия сменяется олигархическим правлением, а затем тиранией.

Позднее Возрождение (Чинквеченто) XVI в. - нач. XVII в.

Эпоха великих политических потрясе­ний. Образование региональных абсолю­тистских государств и дальнейшая эволю­ция раннекапиталистической экономики.



Эпоха Возрождения (Ренессанса) превращается в явление общеевропейской культуры. Коренной перелом в духовной жизни европейских народов имел глубокие корни в социально-экономических изменениях, вызванных формированием раннебуржуазных отношений. Возрожденческое движение начинается в Венеции, Флоренции, Генуе (север Италии), где интенсивно развивалась торговля, происходили процессы первоначального накопления капитала, господствовали республиканские политические режимы.

В узком смысле термин "возрождение" означал активное использование литераторами, философами, учеными богатых традиций античного наследия. В широком — стал синонимом новой европейской культуры. Ее существенным признаком становится антропоцентризм — напряженный интерес к конкретному человеку, его деятельности, месту в мире, предназначению, внутреннему и внешнему облику, нуждам и чаяниям. Индивидуализм как принципиальная установка при рассмотрении человека становится средством обоснования его самоценности, необходимости освобождения от социально-политических и духовных оков средневековья. Возрастание личностного фактора находит свое выражение и в социальной психологии, что, например, проявляется в отношении к фактору времени. Именно в этот период на башнях итальянских городов-государств появляются первые механические часы.

В эпоху Возрождения возрастает запрос на умственный, интеллектуальный труд, быстро растет число так называемых "свободных профессий", формируется светская интеллигенция. В распространении и развитии новой культуры большую роль сыграли "гуманистические кружки" — сообщества прогрессивно мыслящих представителей искусства, науки, религии, активно выступающих против засилья схоластики.

Философия Возрождения была «эпохой Великих открытий». В 1492 г. Христофор Колумб сделал известным для европейцев Американский континент. В 1498 г. Васко да Гама, обогнув Африку, прошел морским путем из Европы в Индию. В 1519 - 1521 г.г. Фернан Магеллан осуществил первое кругосветное путешествие. С открытием новых земель мир раздвинулся и сделался в несколько раз больше, нарушились рамки национальной обособленности, а вместе с ними рухнула и средневековая замкнутость в экономике, культуре, мышлении. Культура и наука все больше приобретали светский характер. Опираясь на это, философия обеспечивала независимость научного знания от теологии и схоластики. Ее познание природы послужило преддверием для науки XVII - XVIII вв. Ее опыт включал в себя свидетельства очевидцев, народные поверья, непосредственные наблюдения.

Разработанное натурфилософией Возрождения целостное представление о неразрывном, развивающемся единстве человека и природы, Земли и бесконечного Космоса нашло свое продолжение в космизме К.Э. Циолковского, в идеях гелиобиологии А.Л. Чижевского, в понятии ноосферы В.И. Вернадского.

Таким образом, тема работы является весьма актуальной.