Содержание
Введение 2
1 Философия эпохи Возрождения 5
2 Философы и философские школы эпохи Возрождения 8
2.1 Ренессансный гуманизм 8
2.2 Пико делла Мирандола 10
2.3 Николай Кузанский 12
2.4 Джордано Бруно 13
2.5 Эразм Роттердамский 15
2.6 Социальная философия Ренессанса 17
2.7 Реформация и гуманизм 21
Заключение 26
Список литературы 29
Введение
Период завершения Средневековья и начала следующего этапа истории получил в науке название «эпохи Ренессанса» в котором выделяются, в свою очередь, следующие исторические этапы:
Предвозрождение (Дученто) II пол. XIII в.
Ликвидация крепостничества, накопление торгово-купеческих капиталов, появление антифеодальных городских конституций.
Раннее Возрождение (Треченто) XIV век
Эпоха пополанской демократии городов, государств, появление мануфактур.
Зрелое Возрождение (Кватрочето) XV век
Ограниченная пополанская демократия сменяется олигархическим правлением, а затем тиранией.
Позднее Возрождение (Чинквеченто) XVI в. - нач. XVII в.
Эпоха великих политических потрясений. Образование региональных абсолютистских государств и дальнейшая эволюция раннекапиталистической экономики.
Эпоха Возрождения (Ренессанса) превращается в явление общеевропейской культуры. Коренной перелом в духовной жизни европейских народов имел глубокие корни в социально-экономических изменениях, вызванных формированием раннебуржуазных отношений. Возрожденческое движение начинается в Венеции, Флоренции, Генуе (север Италии), где интенсивно развивалась торговля, происходили процессы первоначального накопления капитала, господствовали республиканские политические режимы.
В узком смысле термин "возрождение" означал активное использование литераторами, философами, учеными богатых традиций античного наследия. В широком — стал синонимом новой европейской культуры. Ее существенным признаком становится антропоцентризм — напряженный интерес к конкретному человеку, его деятельности, месту в мире, предназначению, внутреннему и внешнему облику, нуждам и чаяниям. Индивидуализм как принципиальная установка при рассмотрении человека становится средством обоснования его самоценности, необходимости освобождения от социально-политических и духовных оков средневековья. Возрастание личностного фактора находит свое выражение и в социальной психологии, что, например, проявляется в отношении к фактору времени. Именно в этот период на башнях итальянских городов-государств появляются первые механические часы.
В эпоху Возрождения возрастает запрос на умственный, интеллектуальный труд, быстро растет число так называемых "свободных профессий", формируется светская интеллигенция. В распространении и развитии новой культуры большую роль сыграли "гуманистические кружки" — сообщества прогрессивно мыслящих представителей искусства, науки, религии, активно выступающих против засилья схоластики.
Философия Возрождения была «эпохой Великих открытий». В 1492 г. Христофор Колумб сделал известным для европейцев Американский континент. В 1498 г. Васко да Гама, обогнув Африку, прошел морским путем из Европы в Индию. В 1519 - 1521 г.г. Фернан Магеллан осуществил первое кругосветное путешествие. С открытием новых земель мир раздвинулся и сделался в несколько раз больше, нарушились рамки национальной обособленности, а вместе с ними рухнула и средневековая замкнутость в экономике, культуре, мышлении. Культура и наука все больше приобретали светский характер. Опираясь на это, философия обеспечивала независимость научного знания от теологии и схоластики. Ее познание природы послужило преддверием для науки XVII - XVIII вв. Ее опыт включал в себя свидетельства очевидцев, народные поверья, непосредственные наблюдения.
Разработанное натурфилософией Возрождения целостное представление о неразрывном, развивающемся единстве человека и природы, Земли и бесконечного Космоса нашло свое продолжение в космизме К.Э. Циолковского, в идеях гелиобиологии А.Л. Чижевского, в понятии ноосферы В.И. Вернадского.
Таким образом, тема работы является весьма актуальной.