Введение        2

1        Развитие и формирование личности как предпосылки дифференциации образования        3

2        Дифференциация образования в России        10

3        Возможные направления профилизации и структуры профилей        17

Заключение        23

Список использованной литературы        26

Введение


1 Развитие и формирование личности как предпосылки дифференциации образования


Характеристику образовательно-воспитательного процесса начнем с разведения понятий: «развитие» и «формирование» личности, их взаимосвязи с понятиями воспитание и образование. Развитие личности определяется как «процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации». Таким образом, ключевым словом в этом определении, являющимся одновременно синонимом термина «развитие», является «изменение». Термин «развитие» относится ко всему процессу жизнедеятельности человека: от рождения до смерти. Термин «формирование» определяется как «процесс становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды». Корнем термина «формирование» является «форма» - как нечто более или менее устойчивое. Следовательно, развитие происходит в течение всех фаз жизни человека, формирование же связано лишь с первой фазой – фазой стабилизации, придания определенной формы конституции, характеру, внешнего облика человека.

В первой фазе жизни процесс развития наиболее интенсивен: ребенок, человек накапливает огромное число индивидуальных качеств и свойств. Эту фазу можно обозначить фазой формирования. Далее процесс индивидуального развития несколько замедляется, траектория развития приобретает более пологую форму. Эту фазу можно обозначить фазой совершенствования. В этом периоде жизни человек совершенствует, изменяет те качества, которые были получены на первом этапе формирования. И, наконец, завершение жизненного пути характеризуется, как правило, некоторым снижением жизненных функций (памяти, внимания, старения организма в целом), что связывают с фазой деградации.

Таким образом, в процессе развития личности можно (хотя и довольно условно) выделить три возможные стадии (фазы) этого процесса: формирование, совершенствование и деградацию. Совершенно очевидно, что деградация – отнюдь не обязательная фаза, и она далеко не всегда связывается со старческим возрастом. Деградация может наступить и на этапе формирования личности (в случае тяжелых жизненных потрясений, алкоголизма, наркомании и т.д). Более того, деградацию можно преодолеть («выйти» из нее) посредством активной деятельности самой личности, изменения жизненных условий, помощи окружающих.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что конечной целью воспитания, которое в большей степени реализуется на первой стадии (формирования личности), является его отрицание на стадии совершенствования, но воспитание в целом как результат формирования оказывается целесообразным лишь в том случае, если личность не выходит на стадию деградации.

Выявив общие тенденции развития личности, можно переходить к трактовке педагогических понятий в разных философско-мировоззренческих системах или в рамках разных модельных представлений. Эти модели описываются во многих философско-педагогических работах последних лет, в частности в работах П.С.Гуревича, К.Н.Любутина, А.Л.Беляевой и др. Имеется в виду теоцентрическая, натурцентрическая, социоцентрическая, антропоцентрическая модели педагогического процесса. В самих названиях моделей явно обозначен центр - та точка отсчета, которая лежит в основе их построения: в основе социоцентрической модели – «социо» (общество); натурцентрической – «натура» (природа); теоцентрической – «тео» (божественное начало); антропоцентрической – «антропос» (человек). Рассмотрим последовательно сущность этих моделей с точки зрения.

В нашей стране социоцентрическая модель воспитания в целом сложилась в 30-е годы текущего столетия. Для нее характерны: единое содержание обучения; организационно-методическое единообразие учебной и воспитательной работы; изоляция школьного воспитания от реальной жизни; вырождение детской самодеятельности; подчинение авторитарному учителю и др. Последующей достройке социоцентрической модели способствовали введение единых обязательных учебников, централизованное определение наименований и содержания воспитательных мероприятий, утверждение Устава школы, спущенного сверху и обязательного как для учителей, так и для всех учащихся, введение единой формы одежды для школьников.

Характеристики современной социоцентрической образовательной модели можно сформулировать следующим образом: имеется определенная цель, поставленная перед воспитанием в виде модели личности с определенным набором параметров, определяемых либо группой (достаточно многочисленной) людей, представляющих собой какую-либо социальную общность, либо обществом в целом; практическая реализация цели воспитания требует определенной модели формирования личности (развития, образования, воспитания), представленной чаще всего в форме ступеней, этапов формирования с заранее заданными параметрами, которые являются промежуточными при определении «правильности» развития личности в соответствии с конечной целью.

К психологическим теориям, развиваемым в русле социоцентрической модели, можно отнести когнитивную психологию Ж.Пиаже, бихевиоризм, теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной, теорию формирования морального сознания личности. Л.Кольберга, теорию и технологию развивающего обучения В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и др.

Теоцентрическая модель педагогической деятельности основана на «объективно-идеалистическом понимании человека как продукта