Содержание







Введение        2

1        Психологические теории личности        4

2        Ролевые теории личности        8

3        Теории референтных групп        11

4        Марксистская теория личности        14

5        социологические теории личности        16

Заключение        20

Библиографический список        24


Введение

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Социология в целом содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Т. Знанецкий и Ч.  Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В. А.  Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие – поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.

Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.

Таким образом, тема работы является весьма актуальной.

1 Психологические теории личности

Проблемой личности занимаются ряд гуманитарных дисциплин, в том числе психология. Психологические теории также разно­образны, как и социологические, но мы выделим несколько наиболее важных направлений.

Известный психолог Г.Оллпорт (1893–1967) в своем обзоре насчитал более пятидесяти определений, которые он разбил на несколько категорий. Он различал биосоциальные и биофизические дефиниции личности, подчеркивающие роль органической стороны человека, определения-омнибусы, указывающие на все существенные стороны индивида, интегрирующие (интегральные) дефиниции, подчеркивающие организационную функцию личности, то есть то, что упорядочивает и согласует различные виды индивидуального поведения, регулятивистские определения, абсолютизирующие функцию регуляции индивидуального поведения, “сущностные” или субстанциалистские определения, характеризующие личность как сущность или субстанцию человека и т.д.

Обобщая разные интерпретации личности, Г.Оллпорт констатирует, что личность есть нечто объективное или объективная реальность, которая лежит за поступками и делами индивида. Уточняя свое понимание, он приходит к выводу, что это объективное “нечто” представляет собой психофизическую систему. “Личность — это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление”. Такое понимание не позволяет различать понятия “индивид”, “личность” и “индивидуальность”.

Приведем наиболее важные представления о природе личности, взятые из основных психологических теорий личности — психоанализа, аналитической, феноменологической теорий и т.д.




льном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.

Таким образом, тема работы является весьма актуальной.

1 Психологические теории личности

Проблемой личности занимаются ряд гуманитарных дисциплин, в том числе психология. Психологические теории также разно­образны, как и социологические, но мы выделим несколько наиболее важных направлений.

Известный психолог Г.Оллпорт (1893–1967) в своем обзоре насчитал более пятидесяти определений, которые он разбил на несколько категорий. Он различал биосоциальные и биофизические дефиниции личности, подчеркивающие роль органической стороны человека, определения-омнибусы, указывающие на все существенные стороны индивида, интегрирующие (интегральные) дефиниции, подчеркивающие организационную функцию личности, то есть то, что упорядочивает и согласует различные виды индивидуального поведения, регулятивистские определения, абсолютизирующие функцию регуляции индивидуального поведения, “сущностные” или субстанциалистские определения, характеризующие личность как сущность или субстанцию человека и т.д.

Обобщая разные интерпретации личности, Г.Оллпорт констатирует, что личность есть нечто объективное или объективная реальность, которая лежит за поступками и делами индивида. Уточняя свое понимание, он приходит к выводу, что это объективное “нечто” представляет собой психофизическую систему. “Личность — это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление”. Такое понимание не позволяет различать понятия “индивид”, “личность” и “индивидуальность”.

Приведем наиболее важные представления о природе личности, взятые из основных психологических теорий личности — психоанализа, аналитической, феноменологической теорий и т.д.