СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

1        Понятие, особенности и функции этических категорий        3

2        Содержание основных категорий этики (добро и зло. благо, долг, честь, совесть, достоинство)        6

3        Роль этических категорий в формировании мировоззрения сотрудников органов внутренних дел        14

Заключение        17

Список литературы        19



Введение

Правоохранительные органы являются той системой государственных институтов, которые призваны охранять и защищать основные права человека и гражданина. Поскольку сотрудники органов внутренних дел являются самыми близкими и доступными представителями исполнительной власти к гражданам, очень важно, чтобы у них была сформирована высокая правовая культура, которая складывается на основе многократного повторения определенной деятельности, систематического функционирования различных структурных элементов нормативно-правовой системы, морали, традиций, привычек и представляют собой устойчивое состояние общественного сознания и социальной практики.

Мораль - это неинституциональная форма регулирования поведения человека. Ее необходимо отличать от иных форм регуляции поведения человека и форм общественного сознания вообще. Мораль решает собственные задачи при регуляции поведения человека и отражении мира в категориях добра и должного.

В морали в абстрактной форме отражаются не только условия бытия данной конкретной общности, но и исторически всеобщий универсальный опыт. Ее требования распространены на всех людей и на все отношения. Они имеют внеутилитарную, абсолютную форму выражения. Моральное сознание предполагает мышление в категориях долга, добра и зла. Клеточкой нравственности является поступок. Право охраняет права и свободы граждан, а мораль создает и осуществляет свободу. Право наказывает, а мораль нет. Основание нравственности человека - не в страхе перед наказанием. Даже если за это его в данной ситуации никто бы и не наказал (к примеру, никто бы и не увидел проступка), он все равно бы так не поступил. В этом смысле мораль осуществляется наедине с собой, основана на внутренней честности и порядочности.

Таким образом, тема работы является актуальной.

1 Понятие, особенности и функции этических категорий

Категории этики — это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению.

Категории этики — не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.

Этику нередко называют практической или моральной философией. Этика как рефлексия морали уже с давних пор сделала своим основным вопросом вопрос “Как следует жить?”(Сократ). Но сколько бы ни решала философия этот вопрос, она сразу же признает свое несомненное бессилие в том, что никакая философия ничего не может сделать за человека, не может за него жить и поступать, это должен сделать сам человек. Есть реальные пределы всем рассуждениям, когда они обязательно должны переходить в фактические жизненные поступки.

Культурой выработан круг общечеловеческих моральных ценностей, которые считаются незыблемыми, безусловными, независимыми от исторических условий, от “системы координат” и т.д. И вот это общечеловеческое ядро начинает регулироваться уже не столько самой моралью, сколько правом и религией. И так и должно было случиться. Ценности нуждаются в охране. А мораль не способна на это в силу своей неинституциональности. И здесь на помощь морали приходит право, которое в буквальном смысле является стражем общечеловеческого.

Мораль исходит из признания любого человека целью в себе. Этот пассаж демонстрирует противоречивость и самого морального феномена. Всегда есть возможность, редуцируя мораль лишь к форме общественного сознания, прийти к аморальному.

Нужны индивидуальные поступки. Нужен живой человек - моральный субъект. Человек - средоточие морали. Нравственность начинается только с самого себя. То, что другие хуже меня, - не оправдание. Нужно самому быть лучше всех в нравственном плане. В морали человек может выступать от имени всех. Но обратной зависимости не получается. Абстрактное “все” не может быть субъектом морального поведения.

Благодаря своей метаэмпиричности все формы регуляции могут быть поставлены под сомнение самой моралью, если противоречат обще-человеческим идеям добра и справедливости. Мораль имеет сдерживающую во всех сферах общественной жизни зло функцию. В отличие от других форм регуляции поведения человека морально-нравственный феномен имеет внутреннюю форму побуждения человека к действию, сам способ нравственного побуждения и санкции имеет идеальный характер. Нравственность невозможна без свободы воли, без способности самому устанавливать для себя закон, который при этом является и всеобщим моральным законом. Для выполнения моральных требований основанием может быть лишь собственная воля человека. Поэтому моральные нормы приложимы ко всем независимо от гражданства и вероисповедания.

Мораль - общественное явление, немыслимое без соотнесения индивидуальных ценностей с общечеловеческими, без прислушивания к нравственным оценкам других людей. Это действительно отношение между людьми, это отношение к людям. “Понятие нравственности изолированного человека бессодержательно”. В определенном смысле мораль создает особую картину мира, ценностно окрашенную, где центральной ценностью является идея высшего Блага. Возможно, именно поэтому многие исследователи в области морали отмечают ее общемировоззренческую функцию. МоральПри всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

* добро и зло,

* благо,

* справедливость,

* долг,             

* совесть,

* ответственность,

* достоинство и честь.

К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.