1. Основные закономерности экономического развития, выявленные эмпирически (перечислить). (судя из определения ниже однозначно на этот вопрос ответить невозможно – если не знать откуда требуется цитата)

Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и качества жизни населения.

В целом экономическое развитие общества — противоречивый и трудноизмеряемый процесс, который не может происходить прямолинейно, по восходящей линии. Само развитие характеризуется неравномерностью, включая периоды роста и спада, количественные и качественные изменения в экономике, положительные и отрицательные тенденции.

В связи с трудностями измерения процесса экономического развития в макроэкономике чаще всего анализируют экономический рост, хотя это лишь один из критериев экономического развития.

Экономический рост есть составляющая экономического развития. Он выражается непосредственно в количественном увеличении ВВП и его составляющих.

Основными факторами экономического роста являются следующие.

Во-первых, природные ресурсы. Обладание достаточными земельными, минеральными, водными, лесными и другими ресурсами, разумеется, благоприятствует хозяйственному развитию страны. Однако наличие их еще не гарантирует высокого экономического роста.

Чтобы убедиться в справедливости такого вывода, достаточно сравнить бурно развивающуюся Японию (с ее весьма ограниченными природными ресурсами) и богатейшую Россию, которая хронически отстает от передовых стран. Следовательно, важны не только обилие и высокое качество природных ресурсов, но и рациональная организация эффективного их использования.

Во-вторых, трудовые ресурсы. Речь идет о рабочей силе, имеющей соответствующую общеобразовательную и профессиональную подготовку. Здесь также очень важно рациональное использование трудовых ресурсов. Наличие безработных или инженеров, занятых на вспомогательных работах, негативно сказывается на этом показателе.

В-третьих, основной капитал. Надо не только своевременно обновлять изношенную часть средств труда, что является непременным условием простого воспроизводства, но и систематически увеличивать инвестиции, повышая долю активных фондов, и тем самым не только повышать фондовооруженность, но и фондоотдачу.

В-четвертых, рациональная структура экономики. Она должна учитывать новейшие достижения науки и техники и определять стратегию приоритетных направлений. В ней следует рационально сочетать прогрессивное использование всех факторов производства с учетом оптимального и эффективного распределения ресурсов между отраслями и сферами общественного производства. Оптимальная структура экономики в значительной мере зависит от прогнозирования совокупного спроса и максимально возможного обеспечения пропорционального развития экономики.

В-пятых, экономическая политика государства. Прежде всего речь идет о заботе правительства о собственных производителях. Непомерно высокие налоги в России сделали производство самой невыгодной сферой приложения капитала.




1. Основные факторы, определяющие экономическое развитие страны ( добавить недостающий):

1. географическое положение и климат;

1. менталитет;

1. природные ресурсы и экология.

К основным факторам относятся природные ресурсы, климатические условия, географическое положение, неквалифицированная рабочая сила и т.п. Их получает страна по наследству либо при незначительных капиталовложениях. Они не имеют особого значения для конкурентного преимущества страны либо создаваемое ими преимущество неустойчиво. Роль основных факторов снижается из-за сокращения потребности в них или из-за их возросшей доступности (в том числе в результате перевода деятельности или закупок за рубежом). Эти факторы имеют важное значение в добывающих отраслях и в отраслях, связанных с сельским хозяйством.

К развитым факторам относятся современная инфраструктура, высококвалифицированная рабочая сила и т.п. Именно эти факторы имеют наибольшее значение, так как позволяют достичь конкурентного преимущества более высокого уровня.

В состав факторов обычно включают: экономико-географическое положение; население и трудовые ресурсы; созданный производственный аппарат; имеющуюся на территории инфраструктуру; локализованные природные ресурсы (энергетические, минерально-сырьевые, биологические, водные); транспортный фактор; научно-технический потенциал; формы территориальной организации хозяйства; качество управления; социальный климат и др.

1. Немецкий неолиберализм определяет роль государства в экономике как роль, которую надо сокращать (свести к минимуму) (продолжить определение).

Согласно Эрхарду, современный либерализм не может не допускать заметной роли государства в экономических процессах. Во-первых, экономический порядок должно быть способно установить государство. Во-вторых, необходимо ограничение деятельности монополий. В-третьих, государство должно осуществлять частичное перераспределение дохода в пользу малоимущих и финансировать ряд социальных программ. В исключительных условиях государство может даже регулировать цены на важные товары и услуги: продовольствие, энергия, транспорт.

1. Структурная перестройка экономики послевоенной Германии производилась за счет (отметить нужную цифру):

1. государственных средств;

1. частного капитала;

1. иностранных инвестиций.

Исходя из нижеприведенного текста можно отметить и 2 пункт.

Западные оккупационные зоны Германии были включены в сферу действия субсидируемой Соединенными Штатами Америки «Европейской программы восстановления», или т.н. плана Маршалла. Средства направлялись главным образом на восстановление промышленности и жилищное строительство. Однако бурный экономический рост был достигнут благодаря либеральной экономической политики и конструктивному государственному регулированию. Следовательно государственные средства исключаются. Скорее всего работали средства инвесторов.

1. Конструктивный вотум недоверия, предусмотренный Конституцией Германии, означает то, что Бундестаг может выразить по собственной инициативе недоверие Федеральному канцлеру, избрав большинством голосов своих членов его преемника и обратившись к Федеральному президенту с просьбой освободить прежнего канцлера от обязанностей. Президент обязан принять эту просьбу и назначить избранного преемника на должность канцлера. Между предложением о выражении недоверия и выборами должно пройти не более 48 часов. Поскольку предложить кандидатуру нового канцлера на практике может лишь партия (блок) большинства в парламенте, конструктивный вотум недоверия применялся крайне редко, лишь в исключительных случаях (дважды). в 1972 г. по отношению к канцлеру В.Брандту (тогда он не увенчался успехом — правительство социал-демократа В.Брандта осталось у власти) и в 1982 г. по отношению к канцлеру Г.Шмидту, тоже социал-демократу (на этот раз правительство во главе с канцлером было вынуждено уйти в отставку, и пост канцлера занял христианский демократ Г.Коль).

1. Базовые принципы Шведской экономической модели (добавить недостающий):

1. социальные гарантии, учитывающие все возможные ситуации;

1. полная занятость трудоспособного населения;

1. профсоюзная политика солидарности в области зарплаты в сочетании с прогрессивным налогообложением и системой обширных государственных услуг.

1. Сущность понятий “патернализм”, “патерналистская модель”

От лат. paternus - отцовский, отеческий.

1) Покровительство, опека старшего по отношению к младшим, подопечным;

2) В трудовых отношениях в некоторых странах - система дополнительных льгот и выплат на предприятиях за счет предпринимателей с целью закрепления кадров, повышения производительности, смягчения напряжения;

3) В международных отношениях - опека крупных государств над более слабыми странами, колониями, подопечными территориями.

Современный словарь иностранных слов - М.: Рус.яз., 1993.


Форма регулирования социально-трудовых отношений на уровне фирмы, отражающая инициативы работодателей в предоставлении работникам дополнительных благ (льгот, улучшения условий труда и т.п.) сверх предусмотренных трудовым законодательством и коллективным договором. Выдвигая более благоприятные условия найма по сравнению с другими фирмами, администрация может привлечь дополнительное количество квалифицированных работников, отбирать лучших специалистов из числа претендентов, сократить текучесть кадров, полнее задействовать трудовые мотивации, выявлять и использовать способности работников для достижения успеха на рынке, улучшить морально-психологический климат, развивать у персонала преданность фирме, умение сотрудничать в общих интересах. Работники в свою очередь получают поощрительные надбавки за содействие фирме по направлениям, прямо не входящим в их трудовые обязанности, за выдвижение новых идей, обеспечиваются социальными благами в денежной (дополнительные пенсионные программы, выплаты по случаю дня рождения, свадьбы и т.д.) и натуральной формах (питание, отдых, развлечения и т.п.).

Исторически патернализм представляет собой более старую форму регулирования социально-трудовых отношений по сравнению с государственным регулированием и коллективно-договорным (социальное партнерство). В настоящее время, когда сложился механизм государственного коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, патернализм. является одним из его элементов.

Наиболее прочные позиции патернализм занимает в странах с патриархальными традициями (например, в Японии, Южной Корее, Испании, Италии, Португалии), где развито уважение к хозяину, к старшим, к начальству. Но и в странах, где сильны профсоюзы, развита система трудового и социального законодательства (США, Германия), администрация фирм также считает целесообразным дополнительно поощрять работников сверх коллективных договоров. Работодатели в некотором смысле конкурируют с профсоюзами за влияние на работников.

Основные черты патерналистской модели социального механизма: некоторые представители класса собственников добровольно брали на себя обязательства перед своими работниками по их пенсионному обслуживанию, профессиональному обучению и обучению их детей.  Государство со своей стороны ограничивалось контролем за продолжительностью рабочего дня, которая устанавливалась законодательно. 

1. Государственное регулирование экономики в Южной Корее осуществляется на ( отметить нужную цифру):

1. макроэкономическом уровне;

1. на микроэкономическом уровне;

1. на межотраслевом уровне;

1. на всех уровнях экономики.

Так, степень государственного регулирования экономики в этот период в Южной Корее можно считать беспрецедентной. В этой стране государство являлось и продолжает являться основной силой при создании успешно функционирующего рыночного хозяйства. Такая роль государства закреплена в Конституции страны, где прямо указывается, что оно регулирует и контролирует экономическую жизнь. Это означает фактически законодательное закрепление за государством права вмешиваться в экономику.

1. Экономические реформы после 2-й Мировой войны во всех странах начинались с реформы ... (продолжить определение).

1. Реформирование экономики стран “второго эшелона” предполагает обязательное государственное регулирование осуществляемое в разных формах (вставить пропущенные слова).

1. Принцип системы Э.Деминга “Перестаньте бояться” означает поощряйте эффективные двусторонние связи и используйте другие средства для преодоления недоверия и враждебности внутри организации (транзакционные издержки - издержки взаимодействия)

см.: принцип 8.Изгоняйте страхи, чтобы все могли эффективно работать для предприятия.