Содержание
Введение 2
1 Сущность, виды и формы монополий 4
1.1 Сущность монополий 4
1.2 Формы монополий и методы их господства 10
1.3 Конкуренция и монополия. Антимонопольное регулирование 21
2 Роль и перспективы монополий в переходной экономике России 29
2.1 Общая характеристика условий конкуренции 29
2.2 Перспективы демонополизации экономики России 32
Заключение 42
Список литературы 46
Введение
Исторически сложилось так, что длительное время на рынках экономически развитых стран преобладали многочисленные и относительно небольшие предприятия. Но с середины 19 века ситуация начинает меняться. Рост промышленности сопровождается концентрацией производства, соответственно, более крупные производители ведут себя на рынке не совсем так, как многочисленные мелкие предприниматели. Условия функционирования субъектов рынка меняются, то есть появляются новые рыночные структуры (модели рынка). Одной из них является монополия (чистая монополия).
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли .Этот элемент накладывает отпечаток на деятельность фирмы, заставляет ее несколько иначе подходить к формированию ценовой стратегии, определению объема выпуска продукции, наиболее эффективного с точки зрения прибылей и убытков.
Российская экономика в силу наследования определенных черт плановой экономики имеет большое количество монополий. Это касается, прежде всего, сырьевых отраслей, энергетики и транспорта. Они играют огромную роль в жизни каждого гражданина нашей страны. Например, повышение цен на электроэнергию или резкое удорожание нефтепродуктов в 2005 года есть отражение деятельности крупнейших российских монополий.
Таким образом, тема работы является актуальной.
Цель курсовой работы - раскрыть сущность монополии и её видов, определить особенности определения цен и объёма производства при чистой монополии в различных периодах.
Господство монополии в экономике, её отношение с другими предприятиями-монополистами, от чего зависит уровень цен и объёма производства, - вот неполный перечень вопросов и проблем, которые разрабатывались многими учеными и экономистами, в частности П. Самуэльсоном, П. Хейне, А. Курно, В.М. Гальпериным, С.М. Игнатьевым, В.И. Видяпиным, Г.П. Журавлевой, Э.Дж. Доланом, Д. Линдсеном, X. Зайделем, К. Маконнеллом, С. Брю, Портером, Г.И. Рузавином.
Объект исследования – монополия в рыночном хозяйстве.
Предмет исследования – влияние монополии на общественное благосостояние и развитие.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.
1 Сущность, виды и формы монополий
1.1 Сущность монополий
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно»- один, «полио»- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститутов. Следовательно в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент» (П.Самуэльсон), «ценоискатель» (П.Хейне).
Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела.