Содержание





Введение        2

1        Проблемы социальной политики и общая характеристика системы социального обеспечения Дании        5

2        Проблема организация социальной помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации        13

3        Социальная помощь несовершеннолетним преступникам и профилактика преступности среди детей и подростков        17

4        Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков                        24

Заключение        28

Список литературы        31



Введение

Актуальность темы работы обусловлена прежде всего тем что в пследние годы увеличилась численность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в комплексных мерах социальной поддержки (инвалиды, военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях, лица без определенного места жительства, граждане старшего поколения, безнадзорные и беспризорные дети).

Растущая из года в год безнадзорность детей - следствие социальных и экономических потрясений в обществе. За истекшее десятилетие появилось множество факторов, подрывающих стабильность семьи, препятствующих родителям воспитывать своих детей. К примеру, фактор дефицита времени. Вдруг оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют многие российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы обеспечить нормальное питание своим детям. Сфера детского досуга, спорта, перешедшая в область платных услуг, также требует затрат со стороны семьи.

Безработица, нищета, безысходность одной части населения, лихорадочная деятельность другой части, когда появляется возможность заработать, будь то в сфере торговли, услуг, а если повезет, то и по специальности, создали в обществе такую ситуацию, в которой дети часто оказываются за пределами внимания взрослых.

В основательно дезорганизованном обществе семья и школа на протяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию. И вот уже в стране появились дети, не умеющие ни читать, ни писать. Массовая безнадзорность перешла в разряд социального бедствия.

Дело в том, что дети как бы являются заложниками и расплачиваются ущемлением своих прав, среди которых главное - право на достойную человека жизнь, практически они расплачиваются за ошибки взрослых, т.е. за те ошибки, которые они непосредственно сами не совершали. Все это еще раз подтверждает мысль, что дети нуждаются в повышенной, по сравнению с взрослыми, социальной защите со стороны государства.

Целью государственной политики в отношении указанных категорий социально уязвимых граждан является создание условий для реализации и обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. В частности, необходимо принятие мер по социальной реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе безнадзорных, употребляющих психоактивные вещества, совершивших правонарушение, с теми, кого называют «трудными», «группой риска», «девиантными» и т.д. Это те дети и подростки, которые сами не обращаются за помощью к специалистам, а скорее избегают их, прогуливают школу, редко появляются в секциях и кружках. Чаще всего родители таких подростков сами испытывают значительные трудности, и также не обращаются за помощью.

Между тем в странах Европы в том числе и в Дании накоплен значительный опыт социальной работы с такими детьми, который несомненно должен учитываться при разработке мероприятий и организации социальных служб по оказанию социальной помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В 20 веке благодаря принятию многих социальных законов Дания превратилась в образец современного государства «всеобщего благоденствия». Национальная программа медицинского страхования предоставляет 4/5 населения бесплатную первичную медицинскую помощь и всем гражданам бесплатное лечение в государственных больницах. Все граждане, проживающие в стране и достигшие 67 лет, получают ежемесячные пенсии, а вышедшие на пенсию рабочие и служащие получают дополнительные пенсии разных размеров. Муниципалитеты и правительство страны предоставляют субсидии на жилье для малоимущих и престарелых; последние пользуются также обслуживанием на дому, чтобы избежать помещения в приюты.

Важное звено системы социального обеспечения связано с охраной материнства и семьи. Женщины получают бесплатную дородовую и послеродовую медицинскую помощь, а работающие женщины – до 90% заработной платы в течение 14 недель декретного отпуска, такой отпуск может быть предоставлен и отцу ребенка. С 1975 разрешены аборты в первые 12 недель беременности. Семьям на каждого ребенка до 16 лет предоставляется необлагаемое налогом пособие, индексируемое с учетом стоимости жизни.

Таким образом, тема работы является весьма актуальной.



1 Проблемы социальной политики и общая характеристика системы социального обеспечения Дании

В Дании модель общества всеобщего благоденствия воплощается в проводимой государством социальной политике, которая гарантирует всем гражданам определенные фундаментальные права в случае, если они сталкиваются с такими проблемами, как безработица, болезнь или вынужденное иждивенчество.

Датскую модель общества всеобщего благоденствия определяют следующие ключевые принципы:

* Универсализм. Все нуждающиеся граждане имеют право на получение социального пособия и социальное обслуживание независимо от их принадлежности к рынку труда.

* Налоговое финансирование. Пособия по социальному обеспечению и социальное обслуживание финансируются главным образом из бюджета.

* Ответственность государства. Государственный сектор несет ответственность за предоставление пособий в рамках программ социального обеспечения и социальных услуг.

* Возможности присоединения к рынку труда. Предоставление более широкого спектра услуг детям и находящимся на иждивении пожилым и инвалидам обеспечивает работоспособным членам семьи возможность трудиться.

* Активные социальные меры. Меры социальной защиты должны быть активными, а не сводиться к пассивному выделению субсидий и средств к существованию.

* Ориентация на местные органы власти. Социальный сектор организован таким образом, что ответственность децентрализована и возложена на местные органы власти.