Организация медико-социальной экспертизы

Статья 7 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 31.12.2005) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дает понятие медико-социальной экспертизы - это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 N 95. "О порядке признания граждан инвалидами" признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и групп инвалидности (категории "ребенок-инвалид").

Контроль за порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регламентирован Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития" (п. 5.1.3.2.).

Контроль за порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также реабилитацией инвалидов регламентирован также Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития" п. 5.1.3.3.

Определение причин инвалидности в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" возложено на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы.

Существует два вида учреждений подобного типа:

* бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ);

* главное бюро медико-социальной экспертизы (ГБМСЭ). В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро общего, специализированного (для проведения медико-социальной экспертизы больных с различными заболеваниями, дефектами и последствиями травм, для лиц до 16 лет) или смешанного профиля.

В своей деятельности медико-социальные экспертизы руководствуются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами, а также положением о БМСЭ и ГБМСЭ, которые при установлении инвалидности руководствуются Положением о признании лица инвалидом, утвержденным Правительством РФ.

Свою деятельность БМСЭ и ГБМСЭ осуществляют во взаимодействии с органами социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, службой занятости и другими органами и учреждениями, осуществляющими деятельность в сфере медико-социальной реабилитации инвалидов, а также представителями общественных организаций инвалидов.

Формирование сети бюро производится исходя из численности населения, проживающего на территории субъекта РФ, и числа свидетельствуемых в год граждан из расчета, как правило, одного бюро на 70— 90 тыс. человек при условии освидетельствования 1,8—2 тыс. человек в год. С учетом сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей регионов бюро могут создаваться в расчете на иную численность населения и числа освидетельствуемых в год граждан.

Основными задачами БМСЭ и ГБМСЭ являются:

* определение группы инвалидности, ее причин (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности, потребности инвалидов в различных видах социальной защиты;

* разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;

* формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния, динамики инвалидности и фактов, к ней приводящих;

* участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, медико-социальной экспертизы, реабилитации и социальной защиты инвалидов.

Функции бюро МСЭ:

* определяет структуру и степень ограничения жизнедеятельности освидетельствуемых лиц и их реабилитационный потенциал;

* устанавливает факт наличия инвалидности, определяет группу, причины (обстоятельства и условия возникновения), сроки и время наступления инвалидности;

* определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) работников, получивших увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, и необходимость осуществления дополнительных мер социальной защиты;

* определяет причинную связь смерти пострадавшего лица с производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и с другими обстоятельствами, при которых законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление льгот семье умершего;

* определяет потребность инвалидов в специальных транспортных средствах;

* формирует и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов (определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации), а также контролирует их реализацию;

* оказывает разностороннюю помощь лицам, прошедшим медико-социальную экспертизу, в том числе в виде консультаций по юридическим вопросам, и содействует в обеспечении необходимой социальной защиты инвалидов, включая реабилитацию;

* формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов и представляет соответствующие сведения в главное бюро;

* принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и в разработке комплексных программ профилактики инвалидности;

* представляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и лиц призывного возраста.

Функции главного бюро МСЭ:

* проводит медико-социальную экспертизу лиц, обжаловавших решение бюро, и в случае необоснованности этих решений изменяет их;

* проводит медико-социальную экспертизу граждан по направлениям бюро в случаях, требующих применения специальных методов обследования;