Содержание





Введение        2

Глава 1        Малое предприятие в экономике России        4

1.1        Понятие малого предприятия        4

1.2        Выбор оптимальной организационной формы ведения малого бизнеса        12

1.3        Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства        20

Глава 2        Особенности организации малого предприятия        24

2.1        Особенности организации финансов на предприятиях малого бизнеса        24

2.2        Особенности управления персоналом малых предприятий        27

Заключение        32

Список литературы        34



Введение

Актуальность темы курсовой работы во многом обусловлена необходимостью развития малого предпринимательства в нашей стране, так как  в силу исторической специфики России прочных традиций развития малый бизнес в стране не имел. И в досоветский период малое предпринимательство в европейском смысле слова — как выросший из ремесла и мелкой торговли крепкий слой семейных фирм — было развито достаточно слабо. Его прообразом можно считать сложившиеся к середине XIX века в рамках крепких крестьянских, так называемых посессионных, хозяйств полупромышленные формы производства, но это малое предпринимательство после отмены крепостного права либо перешло в разряд среднего (мануфактуры, торговые дома и т.п.), либо погибло, если не считать мелких лавок в городе и так называемых кулацких хозяйств в деревне. Советская власть, которая дала было возможность малому предпринимательству возродиться в первые годы НЭПа, вскоре сама же ликвидировала его.

Между тем малый бизнес в любой рыночной экономике — это тот подлесок, без которого не бывает настоящего леса. Не случайно тема развития малого бизнеса и необходимых форм его поддержки с середины 90-х гг. стала присутствовать в программах ряда политических движений и партий. В то же время наблюдаются стагнация данного сектора экономики, дефицит новых идей и дискредитация многих в целом правильных подходов к оценке ситуации и мер по ее исправлению.

С точки зрения экономической теории под малым предпринимательством — в противовес крупному — понимают обычно такую форму предпринимательства, которая отличается соединением в одном лице собственника и управляющего. В малом предпринимательстве владелец фирмы обычно не только вкладывает собственные средства, не только контролирует направления их использования, но и лично (зачастую — единолично) осуществляет руководство всеми основными процессами — маркетингом, привлечением средств и инвестированием, осуществлением сделок и взаиморасчетов, наймом и увольнением работников и т.д. Он несет все риски и разоряется в случае неудачи. Но зато в случае удачи он один пользуется плодами успеха. Отсюда исключительно сильная мотивация к успешному, энергичному хозяйствованию.

Из сказанного понятно, что малый бизнес — дело многотрудное и сопряженное с многочисленными рисками и опасностями. Поэтому тема курсовой работы является особенно актуальной и своевременной.

Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие формы и методы организации малого бизнеса и его поддержки со стороны государства.

Задачами курсовой работы являются:

* Исследование понятия малого предпринимательства в России;

* Исследование форм организации малого предприятия;

* Изучение форм государственной поддержки малого бизнеса;

* Выявление особенностей организации и управления на малом предприятии в Российской Федерации

Объектом исследования является российский малый бизнес.

Предмет исследования – экономические и социальные отношения в обществе.

Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, статистические данные.




Глава 1 Малое предприятие в экономике России

1.1 Понятие малого предприятия

Критерии, позволяющие отнести хозяйствующие субъекты к субъектам малого предпринимательства, имеют большое значение, потому что малые предприятия могут осуществлять различные виды деятельности - от розничной торговли до научных разработок в сфере высоких технологий. В мировой практике на субъекты малого предпринимательства после присвоения им соответствующего статуса распространяются меры государственной поддержки в виде создания для них более выгодных по сравнению с другими организациями условий налогообложения. Аналогичные критерии используются для осуществления различных стимулирующих мероприятий: принятия на государственном уровне льготных программ кредитования, формирования специальных фондов поддержки и т.д.

Для российской правовой системы критерии, определяющие предприятие как малое, меняются в зависимости от того, в каком качестве выступает организация (индивидуальный предприниматель): как объект, на который распространяются меры государственной поддержки, или как субъект налоговых правоотношений. Только налоговая сфера и осуществляемые государством меры по поддержке малых предприятий имеют особое значение для определения критериев, позволяющих предприятию считаться малым и воспользоваться предусмотренными российским законодательством преимуществами, присущими соответствующим отраслям законодательства.

В соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ) определяющим критерием для целей государственного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства признается прежде всего численность занятых на предприятии работников. Что же касается налогообложения, то к малым предприятиям применяется комплексный подход, и используется сочетание нескольких количественных показателей (объем дохода, размер основных средств, определенная организационно-правовая форма и т.д.).

В соответствии со ст. 3 Закона N 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

– в промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек;

– в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;

– в оптовой торговле - 50 человек;

– в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

– в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 88-ФЗ средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а