СОДЕРЖАНИЕ





Введение        2

1        Развитие личности ребенка в коллективе        4

1.1        Значение общения для воспитания        4

1.2        Коллектив и развитие личности        8

1.3        Развитие личности ребенка в семейном коллективе        14

1.4        Формирование и изменение социальных установок        23

2        Коррекционная работа по оптимизации развития личности ребенка в группах и коллективах        27

2.1        Диагностика осложнений развития детей дошкольного возраста                27

2.2        Коррекция поведения младших школьников        41

Заключение        49

Список использованной литературы        51

Введение


Развитие личности ребенка в коллективе является важнейшим условием формирования полноценного индивидуума. Изо всех видов коллективов особое значение имеют коллективы образовательной системы.

Образовательные системы — это все те социальные институты, чья цель — образование человека. К образовательным системам относятся, таким образом, начальная и средняя школа, профессиональные училища, техникумы, высшая профессиональная школа, различные системы повышения квалификации и переподготовки кадров и др. Образовательные системы, как и любые системы вообще, имеют свою структуру, состоят из определенных элементов, которые взаимосвязаны между собой. Взаимодействие различных элементов образовательной системы или ее подсистем направлено на достижение общей для системы цели, общего положительного результата. Эта цель — обучение, воспитание и развитие личности ребенка. Мерилом достижения этой цели является результат, который в конце концов всегда надо искать в личности выпускника, а не в безличных новообразованиях типа технологий обучения, методик воспитания, организации учебного процесса, создания материальной базы и т. п. Отдельные составляющие образовательной системы, в том числе и психологическая служба как подсистема, могут иметь свои специфические цели, но и они — лишь конкретизация и трансформация общей цели в специальные задачи (психологические, педагогические, методические и т. д.). Можно сказать, что все элементы образовательной системы не просто включены в процесс взаимодействия, но и главная их особенность — взаимосодействие, направленное на достижение целей обучения, воспитания и развития личности.

Человек — существо социальное, общественное. С первых дней своего суще­ствования мы окружены себе подобными и с самого начала своей жизни включе­ны в различные социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Чем старше мы становимся, тем больше общаемся с людь­ми, а значит, растет и наш опыт. Каждый из нас усваивает полученные от жизни уроки на свой лад, ведь все мы раз­ные. Но опыт, который мы получаем, незаметно становит­ся частью нас самих. Таким образом, необходимым условием полноценного развития личности ребенка является его развитие в семье, которая тоже представляет собой своеобразный коллектив. Взаимодействие этих форм коллективов должно быть направлено на достижение цели обучения и воспитания ребенка. Однако не всем коллективам и не всегда удается достичь этой цели. Поэтому тема курсовой работы является актуальной.

Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие способы оптимизации развития ребенка в группах и коллективах.

Задачами курсовой работы являются:

* Исследование процесса развития личности ребенка в коллективе;

* Изучение методов коррекционной работы по оптимизации развития личности ребенка в группах и коллективах.

Объектом исследования является поведение ребенка в группе или коллективе.

Предмет исследования – коррекционная работа по оптимизации личности ребенка.

Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические исследования, монографии.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов работы для выбора оптимального набора мер оптимизации развития личности ребенка в группе или коллективе.

1 Развитие личности ребенка в коллективе

1.1 Значение общения для воспитания

Если учение преимущественно определяет познавательное развитие ребенка и непосредственно соотносится с предметной, практической деятельностью, то общение более всего влияет на становление личности и, следовательно, связано с воспитанием, взаимодействием человека с человеком. Психологически правильное воспитание и есть продуманное, научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности.

Воспитательное воздействие человека на человека предполагает правильное восприятие и оценку друг друга людьми, вовлеченными в этот процесс. Поэтому если мы не знаем механизмы восприятия человека человеком в процессе общения, то вряд ли сможем разумно управлять воспитательным процессом через общение, предвидеть его результаты.

Способность правильно воспринимать и понимать людей имеет, вероятно, генетические корни и по биосоциальным законам совершенствуется с младенческого возраста. М. И. Лисина специально изучала основанный на этой способности процесс развития общения и его роль в воспитании детей разного возраста. Она пришла к следующим общим выводам относительно связи общения и познания людьми друг друга.

С рождения ребенка его общение с окружающими людьми направляется особой потребностью. Она состоит в стремлении человека к познанию самого себя и окружающих людей с целью саморазвития. Знания о себе и о людях тесно переплетаются с отношением к другим людям, со стремлением к оценке и самооценке. Оценка со стороны другого человека позволяет выяснить, как он воспринимает данную личность, способствует формированию самооценки и в конечном счете образа «Я».

По мнению М. И. Лисиной, потребность в общении с окружающими людьми у детей отчетливо выступает уже в возрасте 2,5 месяцев от рождения и непосредственно проявляется в известном комплексе оживления. В дальнейшей жизни ребенка процесс развития общения движется в следующих основных направлениях: а) развитие мотивов общения; б) развитие средств общения; в) совершенствование форм общения.

Развитие мотивов общения идет параллельно с развитием личности ребенка, системы его интересов и потребностей. В онтогенезе от первых месяцев жизни до окончания школы один за другим возникают следующие виды мотивов, на основе которых выделяются разновидности общения: органические, познавательные, игровые, деловые, интимно-личностные и профессиональные.

Органические мотивы — это потребности организма, для постоянного удовлетворения которых необходимо общение младенца со взрослыми людьми. Эти мотивы появляются с рождения и доминируют до возраста 2—3 месяца. Затем к ним присоединяются познавательные мотивы, предполагающие общение ради познания, удовлетворения любопытства. Вначале они возникают у детей младенческого возраста на базе врожденного ориентировочного рефлекса или ориентировочной реакции, которые затем превращаются в потребность в новых впечатлениях. Именно она становится поводом для частых обращений ребенка к взрослому, начиная примерно со второго полугодия жизни.

Когда дети включаются в разнообразные игры, то поводом для общения с окружающими людьми для них становятся игровые мотивы, которые представляют собой сочетание потребности в познании и движении, а позднее — в конструировании. Игра становится источником не только этих, но еще одной группы мотивов — деловых. М. И. Лисина считает, что деловые мотивы общения рождаются у детей в активной игровой и бытовой деятельности, связаны с необходимостью получения помощи со стороны взрослых.