СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ        1

Введение        2

1        Правовое регулирование опеки и попечительства над детьми сиротами        5

1.1        Необходимость института опеки и попечительства        5

1.2        Установление и прекращение опеки и попечительства        10

2        Основы социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей        19

2.1        Направления деятельности социального работника по работе с детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей        19

2.2        Социальная работа с детьми-сиротами в Тамбовской области        26

Заключение        40

Список использованной литературы        46

Введение


Произошедшее к концу XX в. резкое изменение социально-экономического строя в России, отказ от прежней идеологии, негативные миграционные и демографические процессы повлекли за собой существенные перемены в положении личности в обществе. С одной стороны, личность стала более свободной, менее зависимой от государства, а с другой стороны, она во многом утратила свою значимость как социальная единица. Масштабы многих распространенных сегодня социальных явлений (таких как рост детской безнадзорности, увеличение числа лиц, страдающих психическими расстройствами) создают угрозу национальной безопасности.

Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства граждан. Так, в 2004 г. в России 44,8% детей, оставшихся без попечения родителей, были переданы под опеку (попечительство). В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

Между тем исследования показывают, что этот потенциал опеки и попечительства используется недостаточно. На практике сложилось и закрепилось убеждение в том, что опекунами или попечителями могут быть, как правило, только родственники подопечного, что опека и попечительство устанавливаются на длительный срок и что процедура установления опеки крайне сложна и длительна. Такого рода заблуждения свойственны не только потенциальным опекунам и попечителям, но и работникам органов опеки и попечительства. Зачастую опека (попечительство) смешивается с другими формами устройства граждан, чему способствует в том числе и содержание п. 4 ст. 35 ГК РФ, п. 3 ст. 153 СК РФ и других норм.

Такое положение обусловлено комплексом причин, при этом отсутствие необходимой информации у населения или нехватка денежных средств в бюджетах муниципальных образований не являются основными. Более важной причиной является несовершенство современной правовой модели опеки, лишенной мобильности.

Законодательство об опеке и попечительстве в течение многих десятилетий практически не менялось. Формирование нового российского гражданского законодательства в начале 1990-х г., изменившего многие институты гражданского права, тем не менее почти не затронуло содержания норм об охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.

Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, на фоне сокращения числа усыновлений российскими гражданами заставило соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления активно искать приемлемые в современных условиях формы устройства детей. К сожалению, новые формы (например, "патронатная семья") закрепляются в большей степени на уровне регионального законодательства, которое зачастую вступает в противоречие с федеральными нормами.

Тема курсовой работы, таким образом, является актуальной. Эта тема является животрепещущей в общественном сознании и над ней работают многие ученые-правоведы с специалисты социальной работы: Н.А. Баринов, В.В. Витрянский; Л.О. Красавчикова, М.В. Антокольская; П.В. Крашенинников; И.М. Кузнецова; М.Н. Малеина; А.М. Рабец; А.В. Цихоцкий; Е.А. Чефранова, Озеров В.А., Дармодехин С.В. и др.

Цель исследования - исследовать основные проблемы социальной работы с детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей.

В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать институт опеки и попечительства как правовой и социальный институт в системе гражданского общества.

2. Выявить особенности социальной работы с детьми-сиротами и оставшимся без попечения родителей.

Объект исследования: дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей.

Предмет исследования: опека и попечительство над детьми-сиротами.

Методы исследования: анализ статистических и социологических данных и исследований; анализ документов; наблюдение, интервью.

База исследования: управление социальной защиты населения Тамбовской области.

Работа имеет практическую значимость, которая выражается в исследовании проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


1 Правовое регулирование опеки и попечительства над детьми сиротами

1.1 Необходимость института опеки и попечительства


Конституция РФ вслед за международными актами закрепила ряд прав личности, имеющих первостепенное значение. Помимо права на жизнь, человеку гарантированы право на социальное обеспечение в случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ), право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) и иные права, которые принято называть социальными. Предметом исследования в настоящем параграфе является одно из них - право на социальное обеспечение.

В правовых актах, закрепляющих гарантии права на социальное обеспечение, используются различные понятия, обозначающие те или иные способы оказания помощи человеку со стороны государства. Речь идет о:

ѕ государственной социальной помощи, под которой понимается предоставление "социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров";

ѕ социальном обслуживании как совокупности действий, совершаемых в пользу определенных категорий лиц;

ѕ так называемой социальной защите - понятии, которое определяется противоречиво даже на уровне федеральных законов.