СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1. Опека и попечительство как институт гражданского общества 5
1.1. Цели установления опеки и попечительства 5
1.2. Органы опеки и попечительства 8
1.3. Опекуны или попечители 9
1.4. Обязанности опекунов и попечителей 11
1.5. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей 15
1.6. Прекращение опеки и попечительства 16
1.7. Направления деятельности социального работника по работе с детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей 17
2. ОТЧеТ по практике 24
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Постоянное увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей (в 1992 году в России насчитывалось 426 тысяч таких детей, к началу 1997 года их количество составило 572,4 тысячи, 1998 - 620,0, 2000 - 639,9) стимулирует поиск новых форм устройства детей, совершенствование имеющихся возможностей общества и государства в воспитании и содержании детей.
К 1990 году в России было отмечено снижение выявленной численности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей: 1986 год - 102178, 1988 - 89290, 1990 - 49105. Затем шло ежегодное увеличение числа таких детей: 1991 год - 59154, 1995 - 113296, 1998 - 110930, 2000 - 123204. Численность детей в России в возрасте до 14 лет все эти годы уменьшалась (с 1990 по 1998 годы на 5 миллионов), а доля детей и подростков, выявленных как оставшихся без попечения родителей в составе детского населения, увеличивалась. В 1990 году дети-сироты, физически утратившие кровных родителей, составляли среди всех детей-сирот 9,4%, остальные - социальные сироты. Доля детей, потерявших обоих родителей, в начале 90-х годов составляла примерно 5% от общей численности детей-сирот, в 1998 году этот показатель в некоторых регионах достигал 25-30%.
Большим и недостаточно проработанным в настоящее время вопросом является выявление детей, оставшихся без попечения родителей. Это дети, имеющие живых родителей, но лишенные их заботы и внимания.
В 2000 году выявлено и учтено 123,2 тыс. детей и подростков, оставшихся без родительского попечения, кроме того, осталось временно неустроенными из выявленных в 1999 году - 11,4 тыс. детей. Таким образом, в 2000 году всего нуждалось в устройстве - 134,6 тыс. детей.
Государство несет ответственность за систему призрения сирот, но не решает все вопросы в этой сфере. В последние годы появились новые силы (партии, религиозные и общественные организации), которые готовы взять или уже взяли на себя значительную часть забот по содержанию детей и стараются увеличить свое влияние на воспитание и обучение, выбор форм устройства детей, а также на контроль и управление. Можно сказать, что в последние годы в России появились признаки перехода от государственно-общественного устройства детей к государственно-общественно-церковному.
Однако основные формы устройства детей-сирот в России не изменились, - это передача детей под опеку и на усыновление, определение детей в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты.
Несмотря на разнообразие имеющихся форм устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет. Государство отстает от инициатив граждан в разработке и принятии новых законодательных актов, регламентирующих новые формы устройства детей. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.
В этих условиях социальная защита ребенка оставшегося без попечения родителей является серьезной общегосударственной проблемой.
Цель исследования - исследовать основные проблемы социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, существующие воспитательные технологии, содержание, формы и методы социальной работы в условиях Сосновского района.
В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать условия назначения над детьми опеки и попечительства.
2. Выявить особенности социальной работы с детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей.
3. Описать технологии социальной работы в условиях отдела социальной защиты населения администрации Сосновского района.
Объект исследования: процесс деятельности специалиста социальной работы.
Предмет исследования: процесс социальной работы в отделе социальной защиты населения администрации Сосновского района.
Методы исследования: изучение учебников, статей, монографий, документов, анкетирование, картографирование, тестирование.
База исследования: работа по социальной защите населения в Сосновском районе.