СОДЕРЖАНИЕ






Введение        2

1. Опека и попечительство как институт гражданского общества        5

1.1.  Цели установления опеки и попечительства        5

1.2. Органы опеки и попечительства        8

1.3. Опекуны или попечители        9

1.4. Обязанности опекунов и попечителей        11

1.5. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей        15

1.6. Прекращение опеки и попечительства        16

1.7. Направления деятельности социального работника по работе с детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей        17

2. ОТЧеТ по практике        24

Заключение

Список использованной литературы        

Введение


Постоянное увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей (в 1992 году в России насчитывалось 426 тысяч таких детей, к началу 1997 года их количество составило 572,4 тысячи, 1998 - 620,0, 2000 - 639,9)  стимулирует поиск новых форм устройства детей, совершенствование имеющихся возможностей общества и государства в воспитании и содержании детей.

К 1990 году в России было отмечено снижение выявленной численности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей: 1986 год - 102178, 1988 - 89290, 1990 - 49105. Затем шло ежегодное увеличение числа таких детей: 1991 год - 59154, 1995 - 113296, 1998 - 110930, 2000 - 123204. Численность детей в России в возрасте до 14 лет все эти годы уменьшалась (с 1990 по 1998 годы на 5 миллионов), а доля детей и подростков, выявленных как оставшихся без попечения родителей в составе детского населения, увеличивалась. В 1990 году дети-сироты, физически утратившие кровных родителей, составляли среди всех детей-сирот 9,4%, остальные - социальные сироты. Доля детей, потерявших обоих родителей, в начале 90-х годов составляла примерно 5% от общей численности детей-сирот, в 1998 году этот показатель в некоторых регионах достигал 25-30%.

Большим и недостаточно проработанным в настоящее время вопросом является выявление детей, оставшихся без попечения родителей. Это дети, имеющие живых родителей, но лишенные их заботы и внимания.

В 2000 году выявлено и учтено 123,2 тыс. детей и подростков, оставшихся без родительского попечения, кроме того, осталось временно неустроенными из выявленных в 1999 году - 11,4 тыс. детей. Таким образом, в 2000 году всего нуждалось в устройстве - 134,6 тыс. детей.

Государство несет ответственность за систему призрения сирот, но не решает все вопросы в этой сфере. В последние годы появились новые силы (партии, религиозные и общественные организации), которые готовы взять или уже взяли на себя значительную часть забот по содержанию детей и стараются увеличить свое влияние на воспитание и обучение, выбор форм устройства детей, а также на контроль и управление. Можно сказать, что в последние годы в России появились признаки перехода от государственно-общественного устройства детей к государственно-общественно-церковному.

Однако основные формы устройства детей-сирот в России не изменились, - это передача детей под опеку и на усыновление, определение детей в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты.

Несмотря на разнообразие имеющихся форм устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет. Государство отстает от инициатив граждан в разработке и принятии новых законодательных актов, регламентирующих новые формы устройства детей. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.

В этих условиях социальная защита ребенка оставшегося без попечения родителей является серьезной общегосударственной проблемой.

Цель исследования - исследовать основные проблемы социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, существующие воспитательные технологии, содержание, формы и методы социальной работы в условиях Сосновского района.

В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать условия назначения над детьми опеки и попечительства.

2. Выявить особенности социальной работы с детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей.

3. Описать технологии социальной работы в условиях отдела социальной защиты населения администрации Сосновского района.

Объект исследования: процесс деятельности специалиста социальной работы.

Предмет исследования: процесс социальной работы в отделе  социальной защиты населения администрации Сосновского района.

Методы исследования: изучение учебников, статей, монографий, документов, анкетирование, картографирование, тестирование.

База исследования: работа по социальной защите населения в Сосновском районе.