СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1 ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 6
1.1 Правовая база опеки и попечительства 6
1.2 Установление и прекращение опеки и попечительства 20
1.3 Особенности опеки и попечительства в воспитательных интернатах и учебных учреждениях 28
Глава 2 ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА 34
2.1 Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей 34
2.2 Правовое регулирование опеки и попечительства в Тамбовской области 47
Глава 3 ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 60
3.1 Судебная защита семейных прав и интересов ребенка 60
3.2 Правовая защита жилищных прав несовершеннолетних 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что ныне действующие российские государственные институты, призванные заниматься решением социальных проблем детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, работают преимущественно в пределах устаревших стандартов, ориентированных на распределительный подход. Корпоративные интересы государственной машины продолжают оставаться главенствующими. Поэтому государственные учреждения не ориентированы реально на содействие реализации прав и защиты интересов детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а сконцентрированы на вопросах самовыживания, самооправдания своей деятельности суммой предпринимаемых усилий.
В качестве базовой ценности нашего общества, которое стремится стать гражданским, признается семья, как основной институт общества, и дети, которым предстоит жить в России. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
Следует подчеркнуть, что ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка. В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).
Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.
Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: "отказные дети", "казенные младенцы", "рожденные, чтобы быть покинутыми", вечные новорожденные" и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.
Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов.
Ежегодно в России, по сведениям, приведенным в Государственном докладе о реализации РФ Конвенции о правах ребенка, выявляется около 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. 75-80% из тех, что передаются на воспитание в семьи, оказываются взятыми под опеку и попечительство близкими родственниками.
Если же говорить не о вновь выявленных социальных сиротах, а о картине, которая сложилась в последние годы в стране в целом, под опекой и попечительством, по данным Минобразования РФ, находятся сейчас 49% детей, оставшихся без попечения родителей. В этом смысле данную форму устройства ребенка можно без преувеличения считать самой распространенной и наиболее демократичной.
Несмотря на принимаемые меры по улучшению устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет. Государство отстает от инициатив граждан в разработке и принятии новых законодательных актов, регламентирующих новые формы устройства детей. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.
В этих условиях правовая защита ребенка оставшегося без попечения родителей является серьезной общегосударственной проблемой, а тема дипломной работы является актуальной.
Цель исследования - исследовать основные проблемы опеки и попечительства.
В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать институт опеки и попечительства в системе российского законодательства.
2. исследовать проблемы функционирования института опеки и попечительства.
3. Выявить особенности правовой защиты детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.
4. Разработать технологии социальной опеки над детьми-сиротами и детьми оставшимся без попечения родителей в условиях Тамбовской области.
Объект исследования: дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования: опека и попечительство над детьми-сиротами.
Теоретической и методологической основой исследования являются статьи и публикации в прессе, социологические исследования, экономические исследования и статистические данные.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
* Уточнено содержание института опеки и попечительства, что позволило определить особенности его формирования, место в социальной структуре общества;
* Доказана необходимость государственной поддержки опекунов и попечителей;
* Предложены пути развития института опеки и попечительства как в России, так и в региональном масштабе.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов в целях разработки мер по поддержке института опеки и попечительства в России в целом, так и в регионах. Материал дипломной работы можно использовать также в учебной деятельности в процессе преподавания правовых дисциплин.