СОДЕРЖАНИЕ


Введение        2

Глава 1        Опека и попечительство как институт гражданского общества        8

1.1        Анализ деятельности опеки и попечительства        8

1.2        Изучение опеки и попечительства        16

Глава 2        Основы социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей                25

2.1        Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей        25

2.2        Направления деятельности социального работника по работе с детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей        41

Глава 3        Организация опеки и попечительства в Тамбовской области        50

3.1        Правовое регулирование опеки и попечительства в Тамбовской области        50

3.2        Комплексная программа социальной помощи        63

3.2.1        Обоснование программы        64

3.2.2        Цели и задачи программы        64

3.2.3        Этапы и сроки реализации программы        65

3.2.4        Механизм реализации программы        66

3.2.5        Схема управления программой с указанием участников (рис.2)        70

3.2.6        Ожидаемые конечные результаты:        70

Заключение        72

Список использованной литературы        77

Введение


Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что ныне действующие российские государственные институты, призванные заниматься решением социальных проблем детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, работают преимущественно в пределах устаревших стандартов, ориентированных на распределительный подход. Корпоративные интересы государственной машины продолжают оставаться  главенствующими. Поэтому государственные учреждения не ориентированы реально на содействие реализации прав и защиты интересов детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а сконцентрированы на вопросах самовыживания, самооправдания своей деятельности суммой предпринимаемых усилий.

В качестве базовой ценности нашего общества, которое стремится стать гражданским, признается семья, как основной институт общества, и дети, которым предстоит жить в России. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Для выработки комплекса действий в сфере защиты интересов детей-сирот и их социальной адаптации необходимо установить базовые принципы, на основе которых такие действия будут реализовываться. Наиболее эффективными принципами осуществления политики в отношении детей являются:

* приоритет возможно более ранних профилактических действий в отношении негативных социальных тенденций и явлений в сфере семьи и детства, с учетом признания семьи в качестве базового социального института, наиболее органичного для выживания, защиты и развития ребенка;

* сосредоточенность действий, осуществляемых совместно государственными и негосударственными структурами, на развитие способности семьи к воссозданию и укреплению, а детей – к формированию полноценной личности и самореализации;

* интерактивный подход, подразумевающий непрерывный общественный мониторинг положения в отношении защиты прав ребенка в России, и направленность общих, партнерских усилий на возможно более активное взаимодействие с семьей и ребенком.

Ключевыми факторами успеха действий, построенных на вышеуказанных принципах, являются:

* программно-целевой подход, осуществляемый на основе открытых публичных конкурсов на оказание социальных услуг, участие в которых принимают организации любых форм собственности и организационно-правовых форм.

* социально-технологическое насыщение деятельности государственных и негосударственных организаций при работе с семьей и детьми.

Комплекс исследования и предложений в дипломной работе составлен исходя из осознания того, что:

* от решения проблем семьи и детства зависит само существование и будущее процветание России как государства;

* без поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, без особого внимания к проблемам неблагополучных семей общество обречено на физическую и нравственную деградацию;

* без инвестиций в образование и социальное развитие подрастающих поколений Россия превратится в государство с отсталой сырьевой экономикой без интеллектуальной перспективы;

* без установки на здоровый образ жизни в качестве национального приоритета Россия обречена на физическое вымирание и неизбежное, практически нерегулируемое, иммиграционное заселение.

Следует подчеркнуть, что ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: "отказные дети", "казенные младенцы", "рожденные, чтобы быть покинутыми", вечные новорожденные" и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая,