СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Основная часть 3
Выводы 15
Приложение 1 16
Приложение 2 17
Введение
Я, Гречишников Александр Вячеславович, проходил производственную практику на предприятии розничной торговли «Умка», которое ведет свою деятельность по адресу г. Тамбов, Московская ул., д. 6.
В 2004 г. весь российский ритейл, и особенно сектор быстрооборачиваемых продуктов (FMCG – Fast Moving Consumer Goods), показывал стабильный рост. Это один из самых быстроразвивающихся сегментов российской экономики.
С конца 2003 года современный этап в развитии организованной торговли в России. Его основной характеристикой является региональное развитие. Одним из свидетельств роста российских компаний стало их региональное развитие. Окончательно эта тенденция, ознаменовавшая начало третьего этапа развития российского ритейла, оформилась в 2004 г. Региональное развитие стало возможным только после того, как компании смогли создать структуры, позволившие осуществлять региональную экспансию.
Именно тот факт, что компании смогли из локальных стать федеральными, и говорит о том, что российский ритейл окончательно стал отдельной влиятельной отраслью экономики. Компании, которые работают в этом сегменте, стали общенациональными брендами и во многом начали определять развитие всей отрасли.
Таким образом, тема практики «Роль менеджера на производственном предприятии» является весьма актуальной с учетом рыночных реалий острой конкурентной борьбы, в которых находится предприятие «Умка».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
«Умка» является розничным торговым предприятием по продаже продовольственных, промышденных и других, сопутствующих товаров.
Структура предприятия несложная (рисунок 1 приложения 1).
Торговая площадь: 390 м.кв.
Режим обслуживания супермаркета: самообслуживание.
Типичные точки продажи по ассортименту:
ѕ Мясо - обслуживание из-за прилавка;
ѕ Молоко - стойки, стеллажи, секции, палетная выкладка;
ѕ Хлеб - стойки;
ѕ Вино-водочные изделия - открытые и закрытые стойки;
ѕ Сигареты - на расчетно-кассовом узле.
Особенности расположения магазинов сети «Умка» в спальных районах или в районах города тамбова и Котовска, где работают люди; обязательно имеют большую парковку; имеют свою хорошо узнаваемую вывеску.
Снабжение: централизованные заказы продукции в соответствии с общей ассортиментной картой, за ввод новой ассортиментной позиции требуют деньги, работают в основном с крупными и известными торговыми марками; предпочитают работать с производителями, но работают и с официальными дистрибьюторами; берут продукцию производителей только со скидками, по отсрочке платежа с большим лимитом от 700000 руб, однако таких клиентов можно вынудить не на все условия, а только на большую часть их требований.
Особенности мерчендайзинга: четко простроена тропа покупателей, работают только на своем оборудовании, за установку оборудования производителей требуют деньги; предпочитают не тратить свои деньги на рекламу, а получают их с производителей продукции, т.е. совместная реклама, ввод рекламы производителей в торговый зал производится за деньги; все работает на быстрое обслуживание покупателей; 2 и более расчетно-кассовых узлов.
Особенности ценообразования в магазинах сети «Умка»: минимальная наценка - чаще всего только в течение месяца после открытия магазина.
Поведение покупателей: плановое и импульсное посещение с закупкой на долгий срок или каждый день. Чаще всего клиентами магазина являются средний и высокий классы, но могут приходить и другой контингент; в основном это жители и работники этого района.
Поведение поставщиков сети «Умка» таково: считается, что присутствие в супермаркетах продукции обеспечивает узнаваемость торговых марок поставщиков, таким образом считают присутствие своей продукции в супермаркетах обязательной и стараются протолкнуть в такие магазины максимум ассортимента производимой продукции.
Особенности технического обеспечения в магазинах сети «Умка»: отгрузка на магазины производится, как с центрального склада сети собственным или наемным транспортом, так и со склада производителя транспортом поставщика; обязательно присутствует служба собственной безопасности, технически очень хорошо оснащенная; все магазины связаны общей компьютерной сетью и современным единым программным обеспечением, которое позволяет работать в режиме он-лайн и быстро подводить статистику и динамику проданного товара; для товара обеспечиваются все условия хранения.
С учетом задач, которые решает предприятие, менеджмент «Умка» работает в следующих направлениях:
1. Формирование сети оптово-посреднических организаций для сезонного хранения и поставок товаров.
2. Обновление складского хозяйства, в том числе строительство новых и реконструкция действующих холодильников и баз для хранения сельскохозяйственной продукции.
3. Совершенствование технологий складирования товаров (разработка современных проектов складов, новых видов оборудования, механизация и автоматизация складских операций).
4. Реорганизация старых и создание новых организаций по закупке сельскохозяйственной продукции с последующей ее реализацией на переработку или длительное хранение.
5. Расширение круга услуг, связанных с розничной продажей товаров, и повышение качества их выполнения.
6. Разработка более совершенных методов хранения и доставки товаров в свою розничную торговую сеть.
7. Обеспечение более эффективного контроля качества товаров.
8. Разработка мероприятий по усилению воздействия торговли на производство на основании проводимых исследований спроса населения.
9. Использование компьютерной техники и программного обеспечения, позволяющих вести автоматизированный учет товаров на всем пути их движения, начиная с заключения договора поставки и заканчивая отправкой в розничную торговую сеть.
Проблема менеджмента в этом сегменте рынка стоит очень остро, так как в связи с его динамичным развитием резко обострилась конкуренция. Таким образом, выживание предприятия в острой конкурентной борьбе зависит от разработанной менеджерами предприятия стратегии и тактики.
Специфика коммерческой работы на розничных торговых предприятиях заключается в том, что потребителем товаров и услуг здесь является население. Поэтому возникает необходимость учитывать многообразие психологических типов и других индивидуальных особенностей покупателей и их постоянно меняющиеся потребности.
В основе коммерческой работы предприятий розничной торговли лежит изучение различных видов покупательского спроса с целью его последующего анализа и использования полученных результатов.