СОДЕРЖАНИЕ
1 Общественная жизнь и ее сферы 2
2 Духовные основы общества 2
3 Идеология и ее роль в обществе 5
4 Материальные основы общества 7
5 Социальное неравенство и его причины 14
Список использованной литературы 19
Вопросы 20
Список терминов 21
1 Общественная жизнь и ее сферы
Исходя из устойчиво-повторяющегося и типичного в организации форм повседневной совместной деятельности людей, можно охарактеризовать строение общества, для чего принято выделять четыре основные и тесно взаимосвязанные сферы: экономическую, политическую, социальную, духовную. Так, экономическая сфера выполняет в качестве главной функцию добывания средств существования. Поэтому она включает материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Политическая сфера предназначена для управленческой роли в обществе и включает взаимодействия социальных групп, общностей и слоев по поводу осуществления политической власти. Социальная сфера регулирует многоплановые взаимоотношения между такими различными группами общества, как социально-демографические (молодежь, люди среднего возраста, пожилые), профессиональные (врачи, преподаватели), этнические (русские, татары, якуты) и т.д. С этой сферой связано удовлетворение потребности в воспроизводстве людей, обучении, воспитании и социализации новых поколений. Наконец, духовная сфера жизни общества включает разнообразные формы и уровни общественного сознания и предназначена удовлетворять потребности людей в области культуры, науки, религии.
2 Духовные основы общества
Духовную сферу общества обычно связывают с культурой. Однако понятие культура очень многозначно. В науке нет не только единого определения культуры, но даже и единого мнения о том, сколько таких определений существует. Как международный термин и общее понятие “культура” используется в большинстве европейских языков с XVIII века. Однако истоки этого термина относятся к латинскому языку, где существовал целый ряд слов с корнем cult-. Отметим некоторые из значений
- cultio – возделывание, обрабатывание (почвы, какого-либо сырого продукта);
- cultor - воспитатель, наставник, поклонник, почитатель;
- cultus – попечение, забота, образование, воспитание, изучение, поклонение а также – вероисповедание.
Исходя из этих значений можно выделить несколько смысловых блоков понятия “культура”:
• возделывание сырого продукта, обработка чего-то природного;
• стремление к какому-то идеалу, воспитание и привитие качеств, соответствующих этому идеалу;
• культовый, обрядовый аспект.
В самом широком значении слова культура – это различные виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её результаты. В этом значении культура – это всё, что создано человечеством. Культура – это мир человека, способ его бытия. Там, где есть человек, его деятельность, взаимоотношения между людьми, - там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке. Только усваивая (делая своим) богатство культуры индивид обретает человеческие качества и воспринимает обретённый культурный опыт как свой собственный мир, как богатство своего Я.
Культура – это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания. Культура представляет собой биологически ненаследуемую, созданную людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.
Исследователи выделяют десятки функций культуры в обществе. К основным функциям культуры относятся:
1) регулирующая функция (регулирование поведения человека, образцы поведения);
2) образовательно-воспитательная функция (уровень культуры личности определяется приобщением к культурному наследию, передача социального опыта);
3) интегративная функция (культура сплачивает людей, обеспечивает целостность общества);
4) ценностная функция (формирование у человека определённой системы ценностей, мировоззрения).
Принято подразделять культуру на материальную и духовную.
Материальная культура – это предметный мир культуры, включающий в себя всё, что произведено человеком в процессе материального производства (это орудия труда, здания, оборудование и т.д.) Духовная культура – это прежде всего идеи, выразившиеся в достижениях науки, произведениях искусства, литературы, человеческом мировоззрении, религии, философии, комплексе социальных норм и ценностей и т.д. Её ядром и носителем является система духовных ценностей.
Однако данное деление довольно условно. Например, здание какого-либо завода можно считать и предметом материальной культуры и произведением искусства, построенным в духе архитектуры конструктивизма.
Любой предмет материальной культуры создаётся на основе идеи, рождённой наукой, философией, общественной необходимостью (а это уже можно отнести к духовной культуре). Духовная культура нуждается в материальном посреднике: сама книга, в которой опубликовано то или иное литературное произведение, может быть отнесена к материальной культуре. Материальная культура опирается на культуру труда и производства,