СОДЕРЖАНИЕ



Введение        2

1. Машиностроение Уральского экономического района        4

1.1.  Общая характеристика Уральского экономического района        4

1.2. Развитие машиностроения в Уральском районе        10

1.3. Распределение машиностроительных предприятий по областям        14

1.3.1. Свердловская область        14

1.3.2. Челябинская область        17

1.3.3. Удмуртская Республика        18

1.3.4. Оренбургская область        19

1.3.5. Пермская область        20

1.3.6. Республика Башкортостан        21

2. Перспективы и тенденции развития машиностроения Уральского экономического района        22

2.1. Состояние машиностроительного комплекса Урала        22

2.2. Структура отрасли. Тенденции консолидации машиностроения        29

2.3. Тенденции развития машиностроения        32

Заключение        35

Литература        38

Введение


Машиностроение в ХХ веке стало и в ХХI веке сохраняется как материальная база реализации научно-технического прогресса всех передовых стран мира. От уровня его развития и от степени совершенства машин в значительной степени зависит производительность общественного труда и благосостояние народа. Объективная оценка интеллектуальной собственности России подтверждает высокий уровень имеющегося в машиностроении потенциала, достигнутого в предыдущие годы, ценность научных разработок в области конструирования, современных технологий и оборудования.

Однако, в последнее десятилетие в связи с огромными сложностями социальных и политических преобразований и системным кризисом во всех сферах хозяйственной деятельности объем промышленного производства сократился примерно в два раза. При этом КИМ сократился в легковом и грузовом автомобилестроении соответственно на 30 % и 75 %, в станкостроении - на 80 %, в комбайностроении - на 85 %, в сельхозмашиностроении - на 90 %. Капиталовложения за эти годы упали в 3 - 5 раз, износ основных фондов в машиностроении достиг 60 - 70 %, а в ряде отраслей энергетики и нефтехимии - 80 - 100 %. Аналогичная ситуация сложилась на предприятиях и объектах оборонного комплекса. Эти обстоятельства поставили под угрозу основные компоненты национальной безопасности России - технологическую, техногенную, оборонную и экономическую.

Необходимо отметить большую роль новых передовых технологий в повышении технического уровня и конкурентоспособности изделий отечественного машиностроения, таких как лазерные и электронно-ионноплазменные технологии, робототехнические системы и микромашины, гибкие производственные системы, модульные технологии, вибрационные технологии, электроэкструзия, сверхпластичность, нанотехнологии, технологии диагностирования и контроля и др. Назрела необходимость создания и применения новых машиностроительных материалов (композиты и полимеры, керамические материалы, металлы и сплавы со специальными свойствами, сверхтвердые материалы, материалы для микроэлектроники и др.)

Большую роль в возрождении машиностроительного комплекса страны играет проблема привлечения кадров. Особенно это касается привлечения молодых специалистов и инженеров для работы в научных, конструкторских и производственных организациях машиностроительного комплекса. Последнее тесно связано с такими проблемами, как повышение качества обучения в ВУЗах, повышение квалификации через учебу в аспирантуре и докторантуре, улучшение материального положения молодых специалистов и т.д.

Государственной политикой в области развития промышленности и машиностроения на ближайшие годы (2003 - 2005 гг.) предусмотрен переход страной предельно критических параметров: восстановление упавшего промышленного производства с уровня 50 % до 70 %, повышение доли экспортной продукции обрабатывающей промышленности с 12 % до 55 %, доли высоко технологической продукции - с 1 % до 15 %. Это должно сочетаться с повышением доли государственных ассигнований на науку в целом с 0.4 % ВВП до 2 %, а на технические науки - в 6 -8- раз.

При этом стратегическими целями развития научно-технической сферы в России будут повышение социально - экономического уровня жизни людей и обеспечение национальной безопасности.