СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1 Общая характеристика, предмет и система административного права: сущность, особенности 4
1.1 Общественные отношения, регулируемые административным правом 4
1.2 Место административного права в правовой системе Российской Федерации 15
Задание 21
Заключение 26
Список литературы 28
Введение
Административное право как отрасль современного права появилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, процедуры деятельности, гарантии от административного произвола, административных импровизаций. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией — необходимое условие превращения полицейского права в административное.
В современных условиях административное право призвано выполнять пять публичных функций - организация и осуществление государственного управления, государственное регулирование, легализация, контроль и защита публичных интересов, самореализация прав граждан в сфере государственного управления.
Все эти задачи возлагаются преимущественно на органы исполнительной власти. Но ведь не ради их существования осуществляются управленческие и иные функции, поскольку они сами создаются и действуют для этих целей. Общественные процессы объективно предопределяют способы воздействия. К тому же эти органы можно считать синонимом понятия «административные органы», но не отождествлять понятие «исполнительная власть» только с ними как более широкое по своему содержанию и не отдавать его на откуп только административному праву. Оно служит объектом регулирования и конституционного права.
В современный период меняются представления об административном праве. Не субъективные взгляды порождают его «образ», а объективные тенденции развития конца XX - начала XXI в. Если в прошлые десятилетия оно как бы концентрировалось «вокруг» органов управления и их актов, то теперь многие его элементы меняются. Для объекта административного права характерно видоизменение объема государственного управления и увеличение объема нормативно-регулирующего воздействия. Для методов регулирования - возрастание удельного веса функциональных и иных режимов, средств стимулирования и поддержка инициативы субъектов права, более широкое применение законов и договоров. Для субъектов - придание административно-правовому статусу гражданина не только «охранительного» смысла, но и знания способа реализации его публичных и личных интересов.
Укрепляется базовое положение административного права в системе права ввиду «питания» других отраслей его институтами и императивными нормами. Расширяется сравнительно-правовой аспект отрасли в силу большего влияния на нее международного публичного права.
Административное право есть базовая отрасль в системе права с мощным императивно-регулирующим потенциалом, обеспечивающим функционирование исполнительной власти и соблюдение публичных интересов юридическими и физическими лицами, охрану и реализацию прав граждан.
Таким образом, тема работы является актуальной.
1 Общая характеристика, предмет и система административного права: сущность, особенности
1.1 Общественные отношения, регулируемые административным правом
Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.
В этих общественных отношениях соответственно:
а) опосредуется закрепленная в Конституции РФ государственная политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
б) непосредственно выражается многообразное содержание подчиненного задачам реализации этой политики особого вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти (исполнительная, или государственно-управленческая, деятельность);
в) выражаются приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.
Такого рода общественные отношения принято называть управленческими. Они и составляют предмет административного права.
Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, а потому обобщенно