Содержание







Введение        2

1        Сущность современного этапа развития образования в России        4

2        Глобальная проблема в области образования        13

Заключение        17

Список использованной литературы        20

Приложение        22


Введение

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

В Российской Федерации разработаны программные документы о стратегии развития образования. Прежде всего, следует отметить Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.

Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования.

Общество осознало необходимость внедрения в практику бытия гуманитарных подходов, разработку инновационных технологий, обучающих жизни в принципиально иных, по сравнению с прежними, условиями. В стратегию демократического общества заложен фундамент личностного смысла. Задача высшего звена образования сегодня в том, чтобы как можно эффективнее сформировать устойчивые потребности и навыки, закрепить традиции демократической организации социальной жизни. В условиях трансформирующейся системы ценностей этот процесс будет успешным при реализации комплекса средств, среди них социогуманитарная подготовка на всех этапах социализации личности.

Следовательно, учитывая все выше сказанное, следует еще раз подчеркнуть, что тема работы является весьма актуальной.



1 Сущность современного этапа развития образования в России

Каждый этап в развитии общества стимулирует систему образования на поиск новой системы ценностей, которая концентрируется вокруг образовательного идеала.

Для нормального функционирования общества нужна воспроизводящаяся и постоянно обновляющаяся система ценностных ориентаций, которые на данном этапе задают цель - возрождение народов, в соответствии с которой должна корректироваться образовательная система.

Со второй половины 80-х годов XX в. начинается процесс постепенного перехода от унитарной, денационализированной образовательной системы к демократической, вариативной системе образования. Начинается процесс возрождения и качественного обновления школ России.

В современных педагогических концепциях, посвященных образованию, просматривается генетическая связь между такими фундаментальными понятиями, как образование, общечеловеческие, национальные ценности, ментальные ценности.

История развития человечества показывает, что образовательные системы всегда ориентировались на определенный идеал человека - "ценности-цели", которые отражали государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки. Категория "ценность" многими учеными рассматривается, как основополагающая при определении идеалов, Она указывает на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

Каждое общество создает свою специфическую систему ценностей, выражающую доминирующие интересы, цели, принципы этого общества. Ценности играют важную роль в формировании личности - члена социума, выполняя две основные функции:

ѕ являясь основой формирования и сохранения ценностной ориентации в сознании людей, они позволяют индивиду занять определенную позицию, обрести точку зрения, дать оценку;

ѕ ценности мотивируют деятельность и поведение, поскольку ориентация человека в обществе и стремление к достижению отдельных целей соотносится с ценностями, включенными в структуру личности.

Опираясь на точку зрения И.Б.Котовой и Е.Н.Шиянова, рассмотрим "ценности-цели", которые отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки. Субъективируясь они становятся значимыми факторами педагогической деятельности и влияют на инструментальные ценности, называемые "ценностями-средствами", которые формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога.

Концепция модернизации, инициированная правительством, определяет два основных направления в развития российского образования:

ѕ модернизация образования с учетом мирового опыта;

ѕ возрождение российской культуры и ценностей национального образования.

Рассмотрим основные ценности российского национального образования: семья, школа, учитель, предложенные Е.П. Белозерцевым. Образование во все времена и для всех народов - абсолютная ценность. И само образование имеет ряд ценностей. Здесь первое место занимает семья -


амой педагогической науки. Категория "ценность" многими учеными рассматривается, как основополагающая при определении идеалов, Она указывает на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

Каждое общество создает свою специфическую систему ценностей, выражающую доминирующие интересы, цели, принципы этого общества. Ценности играют важную роль в формировании личности - члена социума, выполняя две основные функции:

ѕ являясь основой формирования и сохранения ценностной ориентации в сознании людей, они позволяют индивиду занять определенную позицию, обрести точку зрения, дать оценку;

ѕ ценности мотивируют деятельность и поведение, поскольку ориентация человека в обществе и стремление к достижению отдельных целей соотносится с ценностями, включенными в структуру личности.

Опираясь на точку зрения И.Б.Котовой и Е.Н.Шиянова, рассмотрим "ценности-цели", которые отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки. Субъективируясь они становятся значимыми факторами педагогической деятельности и влияют на инструментальные ценности, называемые "ценностями-средствами", которые формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога.

Концепция модернизации, инициированная правительством, определяет два основных направления в развития российского образования:

ѕ модернизация образования с учетом мирового опыта;

ѕ возрождение российской культуры и ценностей национального образования.

Рассмотрим основные ценности российского национального образования: семья, школа, учитель, предложенные Е.П. Белозерцевым. Образование во все времена и для всех народов - абсолютная ценность. И само образование имеет ряд ценностей. Здесь первое место занимает семья -