СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1 Материально-технические ресурсы и методы оптимизации управления их закупками 5
1.1 Принципиальная структура материально-технических ресурсов предприятия (организации, фирмы) и особенности отдельных отраслей промышленности 5
1.2 Основные положения выбора поставщиков различных видов материально-технических ресурсов предприятия (организации, фирмы) 12
1.3 Значение и оценка показателей использования оборотных средств при выборе поставщиков материально-технических ресурсов предприятия 24
1.4 Методы оптимизации управления закупками материально технических ресурсов предприятия (организации, фирмы) 33
2 Анализ и обоснование выбора поставщиков материально-технических ресурсов на предприятии ОАО «Искож» 40
2.1 Экономическая характеристика ОАО «Искож» и детализация позиции «сырье и материалы» 40
2.2 Исследование роли затрат на материальные ресурсы на финансовые результаты фирмы 43
2.3 Действующая практика организации закупок материально-технических ресурсов и рекомендации по их совершенствованию 48
2.4 Оптимизации закупки диоктилфталата 59
Заключение 63
Библиографический список 67
Список сокращений 70
Приложения 71
Введение
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что оптимизация использования товарно-материальных ресурсов - одна из важнейших задач совершенствования системы управления предприятием. Опыт многих фирм показывает, что даже небольшое снижение уровня сверхнормативных запасов и ускорение оборачиваемости товарно-материальных ценностей позволяют добиться существенного увеличения рентабельности. Для решения этих задач требуется оперативная, полная и достоверная информация о текущем состоянии складских запасов, оборачиваемости товаров, перспективных потребностях в различных видах товарно-материальных ценностей, позволяющая принимать экономически обоснованные решения о частоте и объемах поставок, а также по увязке планов сбыта с планами закупок.
В условиях рыночной экономики главной проблемой для поставщиков является организация сбыта продукции, а для потребителей адекватный выбор контрагентов в области поставок – поставщиков. Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.
Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Как элемент макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает «ввязывание» предприятия в макрологистическую систему. Идея логистики — получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников, требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической макросистемы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы.
Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей организации предприятия в целом. Цепь снабжение—производство—сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, то есть вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития производства и уже затем стратегия снабжения производства.
Таким образом, цель дипломной работы – обоснование выбора поставщиков и оптимизация управления закупками на предприятии.
В соответствии с указанной целью в дипломной работе были поставлены и решены следующие задачи:
ѕ Изучить понятие и роль материально-технических ресурсов и их роль в производственном процессе.
ѕ Изучить оптимизации управления закупками материально-технических ресурсов.
ѕ Изучить особенности организации деятельности службы снабжения с точки зрения возможности эффективного управления материальными потоками рассмотрены в следующем параграфе.
ѕ Провести анализ и обоснование выбора поставщиков материально-технических ресурсов на предприятии ОАО «Искож» (г. Котовск).
Объект исследования – закупочная деятельность предприятия.
Предмет исследования – процесс выбора поставщика.