СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

1        Оперативно-розыскная деятельность ОВД и права человека        4

2        Защита прав и свобод человека и гражданина главная задача ОРД. Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина принцип ОРД        8

3        Контроль и надзор за ОРД как основная гарантия защиты прав и свобод человека. Ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод человека и гражданина при проведении ОРД        16

Заключение        20

Список литературы        22



Введение

Оперативно-розыскная деятельность - это один из видов профессиональной деятельности правоохранительных органов, направленной на защиту и безопасность человека и гражданина, общества и государства от преступных посягательств. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласными и негласными методами сыска. Основы гласной и негласной розыскной деятельности были заложены в Своде законов Российской империи от 1864 г. (ст. ст. 311 и 312 Устава уголовного судопроизводства). К сожалению, после 1917 г. вся розыскная (сыскная) работа превратилась в секретный вид деятельности, а ее учетно-регистрационная система даже на ранее судимых граждан, в том числе дактилоскопическая система опознания, была ликвидирована (в 1923 г. дактилоскопические учеты стали создаваться вновь). Только в 1992 г. было принято решение рассекретить оперативно-розыскную деятельность (гласную ее часть). Это произошло с принятием первого открытого Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", а в 1995 г. был принят комментируемый Закон.

В теоретико-правовом понимании оперативно-розыскная деятельность рассматривается как один из видов юридической деятельности, имеющей государственный характер, поскольку осуществляется она исключительно в интересах и по велению государства специально уполномоченными на то государственными органами, имеет четко выраженную правовую основу и направленность, проводится в строгом соответствии с правовыми предписаниями государства и требованиями законности. При этом оперативно-розыскная деятельность многогранна и специфична. Среди наиболее важных ее признаков можно отметить разведывательный (поисковый) характер деятельности. Одно из направлений работы оперативных органов - выявление латентных преступлений, в том числе на стадии их замысла и подготовки. Получить сведения о фактах, имеющих значение для предотвращения и раскрытия преступлений и розыска лиц, причастных к подготовке или совершению преступлений, можно только от носителей этой информации - преступников, а также из их связей и путем непосредственного наблюдения за событиями криминального и предкриминального характера. Часть оперативно-розыскных мероприятий организовывается и осуществляется скрытно от посторонних глаз, т.е. втайне.

5 июля 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "Об оперативно - розыскной деятельности" в новой редакции. Им был предусмотрен ряд принципиально новых правовых установлений, значительно расширивших права и возможности оперативных аппаратов в борьбе с преступностью; регламентированы основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно - розыскных мероприятий; более четко сформулированы меры правовой и социальной защиты субъектов ОРД. Однако до сих пор остаются проблемы в осуществлении в полном объеме заложенных в Закон об ОРД принципов приоритетности прав человека при проведении ОРД. Таким образом, тема работы является актуальной.



1 Оперативно-розыскная деятельность ОВД и права человека

При осуществлении оперативно-розыскных действий важно соблюдать право человека и гражданина на охрану достоинства личности государством (ст. 21 Конституции РФ). Понятие "достоинство личности" в полной мере адекватно понятию "быть погребенным с именем", когда речь идет о

В статье 5 законодатель специально детализирует и конкретизирует отдельные положения гл. 2 Конституции РФ в отношении важности соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в процессе тех или иных оперативно-розыскных мероприятий уполномоченными на то органами исполнительной власти. Это неприкосновенность частной жизни, что следует из ч. 1 ст. 22 Конституции РФ. Часть 1 ст. 5 Закона об ОРД находится в строгом соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 23 Конституции РФ. Завершая диспозицию ч. 1 ст. 5, законодатель из конституционного перечня прав и свобод человека и гражданина выделяет неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Данное положение согласуется с положением ч. 2 ст. 23 Конституции РФ. Статья 25 Конституции РФ гарантирует неприкосновенность жилища.

Часть 2 ст. 5 содержит запрет на осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и задач, не предусмотренных настоящим Законом. Необходимо строго соблюдать все его предписания как в режиме планируемых, так и осуществляемых оперативно-розыскных мероприятий, указанных в Законе. Например, никто не имеет права использовать оперативно-розыскные мероприятия для получения информации о конкурентах и их коммерческих тайнах, если это не связано с расследуемым уголовным делом, в рамках оперативно-поискового дела, а также розыскным делом (например, розыск лица, скрывающегося от следствия и суда) или сбором информации при наличии признаков преступления при ведении дела оперативного учета.

Отдельной нормой (ч. 3 ст. 5) утверждается право любого лица, которое считает, что его права и свободы были нарушены тем или иным органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, обжаловать эти действия в вышестоящий оперативный орган, либо территориальному прокурору, либо в суд. При этом диапазон нарушаемых прав и свобод не может быть ограничен перечнем, изложенным в ч. 3 ст. 5, а в полном объеме должен соответствовать конституционным принципам и нормам.

В части 4 ст. 5 Закона об ОРД дано указание на соблюдение конституционного принципа открытости и гласности, законности и защиты доброго имени, чести и достоинства лица, в отношении которого имелись подозрения в его виновности в преступном деянии при производстве оперативно-розыскных мероприятий. Так, если в отношении подозреваемого лица были собраны в рамках доследственной проверки материалы, на основании которых было отказано в возбуждении уголовного дела, и если это лицо полагает, что отдельными оперативно-розыскными мероприятиями были нарушены его права, то оно вправе написать жалобу и потребовать выдать собранные материалы у оперативного органа, если этим действием не будут нарушены правила конспирации и требования неразглашения государственной тайны. Например, на основании п. 4 ст. 146 "Возбуждение уголовного дела публичного обвинения" УПК РФ прокурор, получив материалы проверки (постановление, протоколы осмотра места происшествия, освидетельствования и заключения экспертизы), а также учитывая общие результаты дела оперативного учета, на основании которого и проводилась доследственная гласная процессуальная работа, принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела, т.е. выносит соответствующее постановление. О принятом решении следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в