СОДЕРЖАНИЕ


Введение        2

1        Тенденции развития торговли в России как составляющая  внешней среды торгового предприятия        4

1.1        Развитие розничной торговли в Тамбовской области        4

1.2        Факторы повышения конкурентоспособности розничного торгового предприятия        7

1.3        Исследование конкурентной позиции торгового предприятия                        15

2        Анализ конкурентного положения ООО «Мобильный мир»        20

2.1        Анализ финансового положения ООО «Мобильный мир»        20

2.2        Анализ конкурентной среды фирмы ООО «Мобильный мир» и предложения по повышению конкурентоспособности        29

Заключение        35

Список использованной литературы        38

Приложения        41

Введение


Конкурентное преимущество, которым обладают на конкретных рынках различные соперники (конкуренты) является существенным фактором климата или конкурентной ситуации на рынке товара. Конкурентное преимущество определяется набором характеристик, свойств товара или марки, который создает для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.

Диагностика конкурентной среды требует не только анализа состояния различных методов и стратегий конкуренции, но и исследования имиджа товара и имиджа фирмы. Действительно снижая цену на свой товар или услугу фирма приобретает возможность укрепить свои позиции по сравнению с конкурентами. Повышение цены товара или услуги приводит к понижению уровня ее конкурентного преимущества. Улучшая качественные характеристики продукта компания получает значительное превосходство перед конкурентами, что, в стою очередь, может быть основанием для назначения более высокой цены. Если же предприятие удерживает цену своих товаров на уровне цен конкурентных товаров, то более высокое качество создает ему лидирующее положение на рынке, позволяет увеличить численность потребителей и, соответственно, размер занимаемой фирмой рыночной доли.

В условиях развитого рынка, когда сеть конкурентов велика и насыщена, когда на рынке имеются товары-конкуренты близкие и практически аналогичные по качеству и цене, характер конкуренции тяготеет к использованию преимуществ имиджа предприятия, т.е. тех социо-психологических характеристик, которые формируют благоприятное отношение покупателей и положительное общественное восприятие фирмы.

Фирма, ориентирующаяся на успех, должна ставить своей целью не только удовлетворение спроса потребителей на товары или услуги, в центре ее внимания должна быть и цель разработки и реализации собственной конкурентной стратегии, Эта стратегия должна учитывать характер и потенциал конкурирующих сил рынка, сил которые формируют и отслеживают динамику рынка, диффузию потребителей и конкурентов в маркетинговой среде.

Таким образом, тема курсовой работы является актуальной в свете обострения конкурентной борьбы.

Цель курсовой работы состоит в исследовании обеспечения конкурентоспособности организации в сфере торговли.

Задачами курсовой работы в связи с поставленной целью являются:

* Изучение тенденций развития торговли в России как составляющей внешней среды торгового предприятия.

* Исследование факторов конкурентоспособности торгового предприятия

* Изучение и анализ конкурентного положения ООО «Мобильный мир».

Объектом исследования является конкуренция.

Предмет исследования – изучение конкуренции на рынке сотовых телефонов.

Методы исследования – анализ монографий, периодической печати, бухгалтерской отчетности, экономико-статистических данных.

Теоретико-прикладное значение работы заключается в возможности применения исследования в практике работы ООО «Мобильный мир» и в процессе преподавания.


1 Тенденции развития торговли в России как составляющая  внешней среды торгового предприятия

1.1 Развитие розничной торговли в Тамбовской области

Более 18,5 миллиардов рублей составил оборот розничной торговли в Тамбовской области по всем каналам реализации за десять месяцев 2004 года. Это на 7 процентов выше прошлогоднего показателя. Такой значительный рост товарооборота свидетельствует не только о более высокой покупательской способности населения, но и об улучшении качества торгового обслуживания. Покупатели, еще не так давно стремившиеся приобретать товары на вещевых и продовольственных рынках, все чаще отдают предпочтение цивилизованной торговле, уровень которой в общем объеме розничных продаж сегодня составляет уже без малого 55 процентов. 10 процентов в общем обороте розничной торговли Тамбовской области занимает продажа алкогольных напитков и пива. Объем их реализации в расчете на среднестатистического тамбовчанина по сравнению с прошлым годом увеличился на 0,3 литра и составил 6 литров чистого алкоголя.

В соответствии с утвержденными постановлением администрации области мероприятиями на 2002-2004 годы введено в действие свыше 550 объектов торговли, более чем на 80 предприятий расширена сеть кафе и баров. Одновременно осуществляется свертывание стихийной торговли, ведется снос не соответствующих современным требованиям палаток, киосков. Всего в настоящее время население области обслуживают 6 тысяч объектов розничной торговли и общепита, действует около 160 рынков и микрорынков. По данным управления по развитию предпринимательства и потребительского рынка за последние год-два изменилось отношение к организации торговли и со стороны предпринимателей Тамбовщины. Ярко стала проявляться их заинтересованность в открытии новых современных магазинов и кафе.

Основные показатели розничной торговли и общественного питания Тамбовской области в динамике за 1990-2002 годы приведена в табл. 1.

Таблица 1

Основные показатели розничной торговли и общественного питания


Г о д ы








1990

1995

1998

1999

2000   |   2001


2002

Оборот розничной торговли, млн. руб. (до 1998г. - млрд.

руб.)

1,9

2814,6

6243,3

10720,2

13795,1

17011,1

481,3

Оборот обществен­ного питания, млн. руб. (до 1998 г. -млрд. руб.)

0,1

121,0

181,7

263,2

304,6

381,2


Оборот розничной торговли в расчете на одного жителя, руб. (до 1998 г.-тыс. руб.)

1,4

2143,8

4850,7

8404,1

10930,3

13641,6

16251,2

Предприятия роз­ничной   торговли на конец года

3860

2465

2075

2023




Торговая площадь в магазинах, тыс. кв. м

274,3

217,1

186,9

178,0




Предприятия обще­ственного питания на конец года, единиц

1545

1013

277

254




в них мест, тыс.

91,0

57,3

19,7

19,3




Среднесписочная численность работ­ников крупных и средних предприятий розничной торговли и общественного пи­тания, человек

38,9


20,5

18,8

18,6


15,9

в том числе: розничная торговля

28,3

25,2

15,8

14,8

14,6

14,3

12,7

общественное питание

10,6

8,2

4,7

4,0

4,0

3,8

3,2



Данные по сети предприятий розничной торговли и общественного питания по годам не сопоставимы; за 1992 - 1995гг. данные приведения предприятиям розничной торговли и общественного питания, а также неторговым предприятиям, имеющим на своем балансе предприятия розничной торговли и общественного питания; за 1998 г. и 1999 г. предприятиям торговли и общественного питания, включая оптовую торговлю. Анализ данных показывает, что особые темпы роста оборота