СОДЕРЖАНИЕ


Введение        2

1        Тенденции развития торговли в России как составляющая  внешней среды торгового предприятия        5

1.1        Тенденции и перспективы развития торговли в России        5

1.2        Развитие розничной торговли в Тамбовской области        12

2        Исследование конкурентоспособности торгового предприятия        19

2.1        Тенденции развития конкурентной борьбы в розничной торговле                19

2.2        Факторы повышения конкурентоспособности розничного торгового предприятия        27

2.3        Исследование конкурентной позиции торгового предприятия                        36

3        Анализ конкурентного положения ООО «Мобильный мир»        50

3.1        Анализ финансового положения ООО «Мобильный мир»        50

3.2        Анализ конкурентной среды фирмы ООО «Мобильный мир»                        60

3.3        Общая оценка конкурентного положения ООО «Мобильный мир»                64

3.4        Рекомендации по повышению конкурентоспособности  ООО «Мобильный мир»        68

Заключение        74

Список использованной литературы        80

Приложения        83

Введение


Конкурентное преимущество, которым обладают на конкретных рынках различные соперники (конкуренты) является существенным фактором климата или конкурентной ситуации на рынке товара. Конкурентное преимущество определяется набором характеристик, свойств товара или марки, который создает для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.

Превосходство оценивается относительным, сравнительным состоянием, положением фирмы по отношению к конкуренту, занимающим наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка. Оно может быть внешним и внутренним.

Конкурентное преимущество является внешним, если оно основано на отличительных качествах товара, которые образуют "ценность для покупателя" ввиду сокращения издержек или повышения эффективности. Внешнее конкурентное преимущество увеличивает рыночную силу фирмы, т.е. способность фирмы заставить рынок принять цену товара, более высокую, чем у приоритетных (самых опасных) конкурентов, но не обеспечивающих соответствующего отличительного качества. Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управления фирмой или товаром, которое создает "ценность для изготовителя" и меньшую себестоимость, чем у конкурента. Это преимущество может создаваться благодаря осуществлению стратегии доминирования по издержкам за счет внедрения организационного и производственного нововведения фирмы.

Таким образом соотношение "рыночной силы" и "производительности" может характеризовать уровень конкурентного превосходства фирмы перед конкурентами.

Диагностика конкурентной среды требует не только анализа состояния различных методов и стратегий конкуренции, но и исследования имиджа товара и имиджа фирмы. Действительно снижая цену на свой товар или услугу фирма приобретает возможность укрепить свои позиции по сравнению с конкурентами. Повышение цены товара или услуги приводит к понижению уровня ее конкурентного преимущества. Улучшая качественные характеристики продукта компания получает значительное превосходство перед конкурентами, что, в стою очередь, может быть основанием для назначения более высокой цены. Если же предприятие удерживает цену своих товаров на уровне цен конкурентных товаров, то более высокое качество создает ему лидирующее положение на рынке, позволяет увеличить численность потребителей и, соответственно, размер занимаемой фирмой рыночной доли.

В условиях развитого рынка, когда сеть конкурентов велика и насыщена, когда на рынке имеются товары-конкуренты близкие и практически аналогичные по качеству и цене, характер конкуренции тяготеет к использованию преимуществ имиджа предприятия, т.е. тех социо-психологических характеристик, которые формируют благоприятное отношение покупателей и положительное общественное восприятие фирмы.

Фирма, ориентирующаяся на успех, должна ставить своей целью не только удовлетворение спроса потребителей на товары или услуги, в центре ее внимания должна быть и цель разработки и реализации собственной конкурентной стратегии, Эта стратегия должна учитывать характер и потенциал конкурирующих сил рынка, сил которые формируют и отслеживают динамику рынка, диффузию потребителей и конкурентов в маркетинговой среде.

Таким образом, тема дипломной работы является актуальной в свете обострения конкурентной борьбы.

Цель дипломной работы состоит в исследовании обеспечения конкурентоспособности организации в сфере торговли.

Задачами дипломной работы в связи с поставленной целью являются:

* Изучение тенденций развития торговли в России как составляющей внешней среды торгового предприятия.

* Исследование факторов конкурентоспособности торгового предприятия

* Изучение и анализ конкурентного положения ООО «Мобильный мир».

Объектом исследования является конкуренция.

Предмет исследования – изучение конкуренции на рынке сотовых телефонов.

Методы исследования – анализ монографий, периодической печати, бухгалтерской отчетности, экономико-статистических данных.

Теоретико-прикладное значение работы заключается в возможности применения исследования в практике работы ООО «Мобильный мир» и в процессе преподавания.


1 Тенденции развития торговли в России как составляющая  внешней среды торгового предприятия

1.1 Тенденции и перспективы развития торговли в России


Торговля в России развивается быстрыми темпами. Все дело в том, что в торговле сейчас очевидными стали изменения, начавшиеся еще 10 лет назад и фактически приведшие к ее поляризации. На одном полюсе глобальные структуры – торговые сети, представленные крупнейшими западными операторами, к ним примыкают наши российские сетевики. И те, и другие задают тон в организации торговых процессов, техническом оснащении предприятий, обеспечении высокого уровня сервиса. Но их немного и «страшно далеки они от народа». На другом полюсе – миллионы малых, частных и индивидуальных предприятий, которые пока и определяют торговое лицо абсолютного большинства регионов. Тем не менее, некоторые тенденции проявляются все отчетливее.

Доля торговли в произведенном ВВП в 2003 г. составила 23,0%, что соответствует среднему показателю за последние пять лет. Заметим при этом, что характерным для развития этой отрасли экономики явились динамичные структурные сдвиги. Во-первых, благоприятные изменения спроса на мировом рынке обусловили опережающий рост и повышение удельного веса внешней торговли в структуре оборота торговли. Во-вторых, для российской экономики характерно почти двукратное превышение объемов оптовой торговли относительно оборота розничной торговли. С повышением деловой активности интенсивный рост оптовой торговли поддерживался за счет расширения спроса внутреннего рынка на материально-технические ресурсы.

Состояние розничной торговли в 2003 г. характеризовалось следующими основными итогами: