1 Тенденции развития торговли в России как составляющая составляющих внешней среды торгового предприятия

1.1 Тенденции и перспективы развития торговли в России


Торговля в России развивается быстрыми темпами. Все дело в том, что в торговле сейчас очевидными стали изменения, начавшиеся еще 10 лет назад и фактически приведшие к ее поляризации. На одном полюсе глобальные структуры – торговые сети, представленные крупнейшими западными операторами, к ним примыкают наши российские сетевики. И те, и другие задают тон в организации торговых процессов, техническом оснащении предприятий, обеспечении высокого уровня сервиса. Но их немного и «страшно далеки они от народа». На другом полюсе – миллионы малых, частных и индивидуальных предприятий, которые пока и определяют торговое лицо абсолютного большинства регионов. Тем не менее, некоторые тенденции проявляются все отчетливее.

Доля торговли в произведенном ВВП в 2003 г. составила 23,0%, что соответствует среднему показателю за последние пять лет. Заметим при этом, что характерным для развития этой отрасли экономики явились динамичные структурные сдвиги. Во-первых, благоприятные изменения спроса на мировом рынке обусловили опережающий рост и повышение удельного веса внешней торговли в структуре оборота торговли. Во-вторых, для российской экономики характерно почти двукратное превышение объемов оптовой торговли относительно оборота розничной торговли. С повышением деловой активности интенсивный рост оптовой торговли поддерживался за счет расширения спроса внутреннего рынка на материально-технические ресурсы.

Состояние розничной торговли в 2003 г. характеризовалось следующими основными итогами:

* увеличилась роль малого бизнеса в розничной торговле: субъекты малого предпринимательства обеспечили 49,8% оборота розничной торговли против 48,7% в 2001 г. и 46,1% в 2000 г.;

* доля непродовольственных товаров в обороте розничной торговли, являющаяся одним из показателей качества жизни населения, по сравнению с 2002 г. Практически не изменилась и составила 53,8% против 53,5% в 2002 г. и 2001 г. - 53,8%,

* товарные запасы оставались стабильными и сохранялись на уровне 36-37 дней;

* доля импортных товаров в объеме ресурсов оборота розничной торговли составила 43% и по сравнению с 2001 г. повысилась на 2 п.п.;

* замедлились темпы роста цен на потребительские товары, по сравнению с декабрем 2002 г. индекс потребительских цен составил 112,0% против 115,1% в 2002 г.

В результате совокупного влияния этих факторов индекс роста оборота розничной торговли составил 108,0% к предыдущему году при повышении удельного веса в ВВП до 8,1% против 7,6% в 2000 г.

В настоящее время согласно данным единого государственного реестра торговля представлена почти 1,2 млн организаций, что составляет треть всех предприятий страны. Частный сектор занял в торговле главенствующее место – доля государственных и муниципальных предприятий в общем объеме товарооборота торгующих организаций в 2003 году в среднем по России составляет всего 3,9 процента. В условиях медленного развития промышленности торговля формирует около 20% поступлений бюджетных средств.

Из общего числа организаций розничной торговли (на 1 января 2004 года – 211,9 тыс.единиц) только 12% относятся к крупным и средним; 88%– это малые предприятия со среднесписочной численностью 4,5