СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1 Оборотные средства предприятия 4
1.1 Общая характеристика оборотных средств 4
1.2 Технология нормирования оборотных средств 13
2 Методика нормирования оборотных средств 21
2.1 Основные принципы определения потребности в оборотных средствах 21
2.2 Нормирование оборотных средств в запасах 25
2.3 Нормирование оборотных средств в незавершенном производстве 28
2.4 Нормирование оборотных средств в запасах готовой продукции. 31
2.5 Нормирование дебиторской задолженности 32
Заключение 35
Список литературы 37
Введение
В настоящее время одну из основных задач российской экономики можно определить как увеличение темпов экономического роста и повышение конкурентоспособности, а также улучшение на этой основе социально-экономических показателей развития страны.
В связи с этим, проблемы финансовой устойчивости предприятий и управления оборотными средствами имеют большое значение. В хозяйственной практике становятся востребованы решения, основанные на достижениях современной финансовой теории и опыта финансового управления.
Специфика большинства производственных предприятий и торговых фирм, состоит в значительном объеме оборотных средств (до 50%) в составе их активов, поэтому для таких предприятий проблемы организации использования оборотных средств является весьма актуальной.
В настоящее время на большинстве российских предприятий существуют трудности с качественным управлением оборотными средствами. Управление оборотными средствами состоит в обеспечении непрерывности процесса производства и реализации продукции с наименьшим размером оборотных средств. В современных условиях, когда большинство предприятий находятся на полном самофинансировании, правильное определение потребности в оборотных средствах имеет для них большое значение.
Кроме того, в условиях рыночной экономики и острой конкурентной борьбы, связанной с расширением ассортимента продукции, постоянным улучшением ее качества, снижением цен и т.п., возрастает проблема по управлению запасами готовой продукцией
Для многих действующих предприятий причина финансовых затруднений состоит именно в нерациональном управлении оборотными средствами.
Вышеуказанное обуславливает актуальность исследования механизма нормирования оборотных средств предприятия.
В работах зарубежных авторов основы нормирования оборотных средств в рамках финансового менеджмента были сформулированы в работах Бригхема Ю., Гапенски Л., Роберта Н. Холта, Baн Хорна Дж. и др. Среди отечественных авторов аналогичные методики были исследованы в работах таких экономистов как Ковалев В.В., Поляк Г.Б., Стоянова Е.С., Бланк И.А. и др.
Количественные методы и способы анализа хозяйственной деятельности предприятия рассматриваются в работах Хелферта Э., Томаса Р., а также Савицкой Г.В., Шеремета А.Д., Баканова М.И., Сайфулина Р.С., Негашева Е.В., Ковалева В.В., Горфинкеля В.Я., Баканова М.И. и многих других.
Целью диссертационной работы изучение нормирования оборотных средств. В соответствии с указанной целью в работе были поставлены следующие задачи:
* Изучить общую характеристику оборотных средств
* Изучить технологию нормирования оборотных средств
* Изучить методику нормирования оборотных средств
Объектом исследования являются оборотные средства предприятия.
Предметом исследования является механизм управления оборотными средствами на российских предприятиях.
Теоретико-методологическую основу работы составили разработки отечественных и зарубежных ученых в следующих областях: финансовом менеджменте, экономической теории, экономическом и финансовом анализе, статистике, логистике и др.
Информационную основу диссертации составили публикации по данной теме в отечественной и зарубежной печати, нормативно-законодательные акты, отчетные данные предприятий группы.
1 Оборотные средства предприятия
1.1 Общая характеристика оборотных средств
Оборотные активы представляют собой один из ключевых объектов финансового управления по трем причинам:
* по величине (свыше 50% всех активов — оборотные);
* основная доля непроизводительных потерь и убытков на предприятиях России связана с нерациональным использованием оборотных активов;
* часть оборотных активов, покрываемых краткосрочными обязательствами, требует привлечения внешних источников финансирования (краткосрочных кредитов и средств кредиторов).
В 2005 году нехватка оборотных средств называлась предпринимателями основным сдерживающим фактором развития производства. К IV кв. 2005 г. частота ее упоминания возросла до 49%, резко поднявшись после III кв. сразу на 7 п.п. Этот результат оказался наихудшим для последних 9 кварталов. Однако, следует отметить, что нехватка оборотных средств может являться и оборотной стороной неэффективного их использования. Для того чтобы выявить основные подходы к управлению оборотными средствами рассмотрим их назначение и состав.
Оборотные активы (текущие активы, оборотные средства) выражают совокупность имущественных ценностей предприятия, которые обслуживают текущую (операционную) деятельность и полностью потребляются в течение одного производственно-коммерческого цикла. С позиции бухгалтерского учета оборотными активами признают активы, которые могут быть обращены в денежную наличность в течение одного года. Ключевое место в управлении оборотными активами занимают такие инжиниринговые процедуры, как определение достаточности оборотных активов, механизм их планирования, пополнения и эффективного использования. Оборотные активы предприятий имеют двойственную экономическую природу. С одной стороны, они представляют собой значительную часть имущества предприятий, воплощенную в материально-производственных запасах, незаконченных расчетах, остатках денежных средств и краткосрочных финансовых вложениях. С другой — это часть капитала (пассивов), обеспечивающих непрерывность хозяйственной деятельности. Оборотные средства — это денежные ресурсы предприятия, авансированные (вложенные) в оборотные активы и обеспечивающие непрерывность производственно-торгового процесса (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Состав оборотных средств предприятия
Для оборотных активов (средств) как части авансированного капитала характерны три особенности:
1) они должны быть вложены заранее, т. е. авансированы до получения дохода (выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг);