СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

1        Новые течения в русском искусстве ХХ века        5

2        Особенности возникновения новых течений в русской искусстве начала ХХ века        14

Заключение        17

Список использованной литературы        25

Введение


Динамический рост российской экономики в начале XX века вел к заметному увеличении поступлений в госбюджет, что позволяло наращивать затраты на культуру и народное просвещение. За 20 лет, предшествующих 1914 году, расходы на народное образование увеличились в 5,5 раза. Развертывалось повсеместное строительство школ и других учебных заведений, для чего использовались не только централизованные вложения, но и средства местных властей, общественные и частные пожертвования. Задача достижения всеобщей грамотности российского населения становилась вполне реальной.

Совершенствование образовательной системы шло параллельно с развитием российской науки. Начало XX века было временем важных научных и технических открытий, крупных достижений в области математики, физики, химии, биологии, геологии. Россия дала миру обширную плеяду выдающихся ученых, поднявших практические и теоретические  знания на качественно новый уровень: математиков П.Л Чебышева и С.А.Чаплыгина, химиков Д.И. Менделеева, И.А. Каблукова и Н.Д. Зеленского, физиков и механиков П.Н. Лебедева, П.Н. Яблочкова, А.Н. Лодыгина, А.С. Попова, К.Э. Циолковского, Н.Е. Жуковского, биологов И.М. Сеченова, И.И. Мечникова, К.А  Тимиряэева, И.В. Мичурина, А.О. Ковалевского, И.П. Павлова, геолога А.П. Карпинского и др.

Изменения, происходившие в социально-политической сфере, давали сильный импульс развитию общественной мысли. В 1909 году заметный резонанс в российском обществе был вызван изданием публицистического сборника "Вехи" , в котором группой мыслителей были представлены статьи о российской интеллигенции и ее ответственности за революционные события 1905 - 1907 годов. Основными мотивами "Вех" была самокритика ("покаяние"), признание ошибок, связанных с оторванностью радикальной и либеральной интеллигенции от народной почвы, поиск морально-этических ценностей, способных сблизить "мыслящий слой" с историческими традициями русского народа. Выход "Вех" был обусловлен сознанием порочности некоторых интеллигентских стереотипов, вылившихся в доктринерства и максимализм. "Вехи" получили крайне противоречивые оценки. Их авторам (Н.Бердяеву. С.Булгакову, М.Гершензону, Б. Кистяковскому, П.Струве, С.Франку, А. Изгоеву) пришлось услышать в свой адрес и голоса одобрения (В. Розанов, П.Столыпин, А.Белый и др.), и мощную критику: лидер народных социалистов А.Пешехонов квалифицировал "веховских" авторов как "перешедших границы искренности". Ленин назвал "Вехи" "энциклопедией либерального ренегатства", писателю Дм. Мережковскому не импонировало "богоискательство безбожников". Несмотря на разные оценки "Вех", они имели особое значение, поскольку стали показателем неспособности западного либерализма утвердиться на российской почве. 

Широкий разброс идеологических установок сказывался и на состоянии российской литературы. Разнонаправленность творческих поисков писателей и поэтов проявлялась в разнообразных литературных течениях. Поэтические течения -символизм, иманжизм. акмеизм, футуризм и др. - были представлены литературными группировками, основной упор делавшими на особую новизну в области форм и стиля. Модернистские по сути, эти группировки азартно соперничали за первенство "на поэтическом Олимпе". В их соперничестве было немало сиюминутного и преходящего, но все они дали немало крупных имен. обогативших и украсивших русский язык: С. Есенин, А. Блок, В. Маяковский, А. Ахматова, Н. Гумилев, И. Клюев и др. 

Из прозаиков, работавших в начале века, традиции реализма поддерживали Л. Толстой, А. Чехов,  М. Горький, Л. Андреев, В. Короленко, Д. Мамин - Сибиряк, А. Куприн,  И. Бунин и др. Отпечаток мистицизма и декадентской утонченности принимало творчество Д. Мережковского, Ф. Сологуба, А. Белого и др. Появлялось также немало аморалистских. порнографических писаний. Это был период "литературного бума", когда свобода творчества способствовала появлению и подлинных шедевров, и массовых литературных поделок, рассчитанных на низкие литературные вкусы. 

Начало XX века было временем дальнейшего расцвета российского сценического искусства. Развил свои деятельность Московский Художественный театр, основанный К. С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко. В драматических постановках московских и петербургских театров проявился талант русских актеров В.Качалова, И.Москвина, М.Ермоловой, В.Комиссаржевской и др. Огромную одаренность вокалиста сочетал с выразительным актерским мастерством Ф.И.Шаляпин. Получили известность певцы Большого театра Л.Собинов, и.Нежданова, мастера балета В.Нижинский, Н.Павлова, Т.Карсавина. Продолжалось обогащение русской музыкальной культуры, особый вклад в который внесли композиторы М.Н.Балакирев, Н..Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов. А.К.Глазунов, А.С.Аренский, С.И.Танеев, А.Н.Скрябин. 

Развивались традиции русской живописи и скульптуры. Силой одухотворенности были отмечены полотна И.Репина, В.Сурикова, И.Шишкина, А.Куинджи, И.Грабаря, В.Серова. В.Васнецова. В.Кустодиева, И.Билибина. Творческих успехов добились скульптуры М.Антокольский, П.Трубецкой. С.Коненков. 

На рубеже XIX - XX веков в России появился кинематограф. открывались "электротеатры", "иллюзионы", снимались игровые и документальные фильмы. Кино в то время называли "великим немым": киноленты не озвучивались, сопровождались музыкальным аккомпанементом непосредственно при демонстрации. 

1 Новые течения в русском искусстве ХХ века


В истории русской художественной культуры начало XX века было плодотворным, противоречивым, стремительным в своем развитии. И на «стыке» двух веков Россия с особой щедростью дарит миру таланты. В новый период, отмеченный такими гениальными произведениями, как «Воскресение» и «Живой труп», вступило творчество Л. Н. Толстого. В эти же годы А. П. Чехов становится тем великим художником слова, который оказывает огромное влияние на мировую литературу. «Великим импрессионистом» (фр. impression — впечатление) называют его западные исследователи. Публикуются В. Короленко, А. Серафимович, Н. Гарин-Михайловский, удивляют читателей М. Горький и Л. Андреев, заявляет о себе поэзией и ранней прозой И. Бунин, начинают печататься А. Куприн и В. Вересаев. Начало XX века — это время расцвета русского театрального искусства, связанного с именами К. Станиславского, Ф. Шаляпина, М. Ермоловой. Музыкальное творчество А. Скрябина и С. Рахманинова определило развитие мировой культуры XX века на многие десятилетия. Русское изобразительное искусство «серебряного века» составило целую эпоху.

Никогда не было в русском искусстве такого количества направлений, группировок, объединений, ассоциаций, как в начале XX века. Они выдвигали свои творческие теоретические программы, отрицали предшественников, враждовали с современниками, пытались предсказать будущее. Слишком неясными были для многих контуры нового эстетического идеала, отсюда трагический оттенок в творческих исканиях многих художников.

Литература сохраняет свою роль художественного центра. В начале ХХ века ощущение замкнутости мира, оставленного времени, жесткой регламентации правилами, нормами, законами начинает ослабевать.