Содержание





Введение        2

1        Необходимость государственного регулирования регионального развития        3

2        Цели управления региональным развитием        7

3        Сущность и принципы государственного регулирования регионального развития        12

Заключение        21

Список литературы        23



Введение


Актуальность темы работы заключается в том, что переход от плановой экономики к рыночной в России в начале 1990-х годов проявился среди прочего и в кардинальных изменениях в системе регулирования центральными властями социально-экономического развития территорий. Тотальное планирование сменилось практически полным отсутствием какого-либо целенаправленного воздействия федеральных органов власти на экономическое развитие отдельных регионов. Вплоть до настоящего времени основное внимание уделяется совершенствованию межбюджетных отношений, которые в России служат в основном для снижения различий между регионами в их возможности финансировать текущие расходы, но не для изменения пропорций в экономическом развитии территорий. Роль федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов, созданных по решению центральных властей свободных экономических зон - инструментов государственного регулирования, предназначенных для привлечения инвестиций в отдельные регионы, оказалась крайне незначительной.

Вместе с тем и многие ученые, и целый ряд представителей федеральных органов власти настаивали и продолжают настаивать на том, что в России должна существовать гораздо более значимая система государственного регулирования территориального развития. Причем утверждения эти основываются в значительной степени на зарубежном опыте: в странах рыночной экономики действительно достаточно активно используются механизмы воздействия центральных властей на экономическое развитие отдельных территорий.

1 Необходимость государственного регулирования регионального развития

В условиях перехода России к новой модели хозяйствования судьба экономики решается на предприятиях всех региональных образований, от управленческих решений глав региональных и местных администраций. Любое неоправданное, не подкрепленное тщательными расчетами решение государственных и местных администраций может привести к значительным социальным потерям. Основными проблемами развития региональной экономики являются спад производства, безработица, снижение налоговых поступлений, увеличение масштабов задолженности регионов федеральному центру, сокращение инвестиций, рост инфляции в потребительском секторе, падение уровня жизни населения.

Государственное регулирование регионального развития является главным средством реализации региональной политики. Основное содержание такого регулирования составляет упорядочение территориальной организации отношений по поводу собственности, природных ресурсов, финансов и налогов. Государство в лице органов власти Федерации и ее субъектов, действуя в пределах законодательных норм, используя свои конституционные полномочия, обязано устанавливать степень территориальной децентрализации в интересах целостности государства и самостоятельного развития регионов.

Региональная политика по сути является неотъемлемой функцией государственного регулирования. Это объясняется уникальным характером административно-территориального устройства России, в состав которой включается 89 субъектов Федерации.

К основным направлениям государственного регулирования регионального развития можно выделить следующие:

* общеполитическое регулирование развития, находящееся в русле государственной и национальной политики и определяющее сферы самостоятельных и совместных действий, полномочия и ответственность органов власти центра, ее субъектов по всем аспектам развития региональных образований;

* экономико-правовое регулирование, которое осуществляется через установление общефедеральных правил, процедур и конкретных норм разделения собственности, природных ресурсов, налогов, бюджетов, как базового условия формирования собственных источников регионального развития и распределения трансфертов;

* государственная селективная поддержка регионального развития, выражающаяся в дополнительном финансировании федеральных региональных программ, для оказания государственной помощи тому или иному региону;

* косвенная государственная поддержка регионального развития, оказываемая отдельным отраслям и производствам, прежде всего аграрно-промышленному и топливно-энергетическому комплексам, неравномерно распределенным по территории страны.

Основными формами прямого участия государства в развитии регионов и размещении производительных сил являются:

* государственные заказы на поставку продукции для общегосударственных нужд, в том числе оборонный заказ;

* государственная финансовая поддержка регионов в виде дотаций, субвенций и льготных кредитов;

* осуществление государственных региональных программ;

* привлечение иностранных инвестиций под гарантии Правительства РФ.

На основе соглашений с отдельными регионами могут быть предоставлены финансовые льготы в виде отчислений от сборов налогов, компенсаций тарифов на электроэнергию, погашения кредиторской задолженности, выдачи лицензий на экспорт продукции, введения регионально-дифференцированных норм амортизации.

  Специфика развития регионов предопределяет целесообразность использования в каждом конкретном случае оптимального набора экономических рычагов и стимулов. В депрессивных регионах упор необходимо сделать на программы, способствующие структурным преобразованиям, выравниванию социального развития. Развитие райнов Крайнего Севера невозможно без выделения в централизованном порядке бюджетных средств на организацию завоза топлива и продовольствия.

Основные цели, принципы и задачи реформирования межбюджетных отношений являются производными от государственной региональной политики.

Реформа межбюджетных отношений должна обеспечивать:

* повышение эффективности использования и управления финансовыми ресурсами бюджетной системы России;

* выравнивание возможностей реализации на всей территории страны минимального уровня социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться из бюджетов всех уровней;

* создание условий для повышения эффективности социально-экономического развития регионов.

    Межбюджетные отношения в Российской Федерации должны основываться на следующих принципах:

* сбалансированности интересов всех участников межбюджетных взаимоотношений;

* самостоятельности бюджетов разных уровней;

* единстве бюджетной ситстемы;