СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

1        Понятие и история развития правового регулирования уголовного наказания за незаконную охоту в России и за рубежом        5

1.1        Понятие, общая характеристика незаконной охоты и место среди экологических преступлений        5

1.2        История развития законодательства об ответственности за незаконную охоту        9

2        Правовое регулирование уголовной ответственности за незаконную охоту и проблемы квалификации        15

2.1        Правовое регулирование уголовной ответственности за незаконную охоту        15

2.2        Проблемы квалификации незаконной охоты        24

Заключение        35

Список литературы        39



Введение

Одной из глобальных проблем, стоящих перед человечеством в двадцать первом столетии, является проблема обеспечения экологической безопасности. Сложилась ситуация, когда человечество стало общеземной силой, способной разрушить среду своего обитания или сделать ее непригодной для собственной жизни. Реальная угроза экологического кризиса в мировом масштабе в определенной степени активизировала природоохранную деятельность во многих странах мира, в том числе в Российской Федерации. Правительством РФ 31 августа 2002 г. одобрена экологическая доктрина Российской Федерации, разработанная Министерством природных ресурсов с участием органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных экологических организаций, деловых и научных кругов. Этот документа констатирует, что современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Своевременность, актуальность разработки экологической доктрины страны очевидны и несомненны. В числе основных факторов деградации природной среды Российской Федерации названы и такие, как: а) резкое ослабление управленческих и прежде всего контрольных функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды; б) высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов. Поэтому в доктрине предусмотрено в качестве одной из основных задач государственной политики в обеспечении устойчивого природопользования - предотвращение и пресечение всех видов нелегального использования природных ресурсов, в том числе браконьерства, и их незаконного оборота. Для решения поставленной задачи экономической доктриной предусмотрено: 1) укрепление системы прокурорского надзора и реализация мер прокурорского реагирования в области охраны окружающей среды; 2) совершенствование методик расчета и практики компенсации ущерба в результате экологических правонарушений и/или осуществления экологически опасных видов деятельности; 3) совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости. Включение подобной задачи в экологическую доктрину - важнейший документ, имеющий даже не государственное, а транснациональное значение, вполне обоснованно. Браконьерство в его первоначальном смысле для сегодняшней ситуации хищнического уничтожения когда-то богатейших животных - это архаизм. Оно качественно изменилось, превратившись в опасную составную часть организованной преступности, причем не только экологического, но и экономического, и насильственного характера. Этот вид преступной деятельности В. Путин очень точно и емко назвал биотерроризм, с которым и бороться необходимо соответствующим образом: жестко и бескомпромиссно. Следует подчеркнуть, что спектр преступных посягательств достаточно широк - от простого браконьерства до изощренных крупномасштабных махинаций, причиняющих значительный ущерб экономике страны. Существенное осложнение криминальной ситуации требует наряду с организационно-управленческими решениями усиления роли уголовно-правовых мер в борьбе с незаконной охотой.

Таким образом, тема работы является актуальной.

Объект исследования – незаконная охота.

Предмет исследования –уголовное наказание за незаконную охоту.

Цель работы – изучить проблемы правового регулирования уголовного наказания за незаконную охоту.

В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

* Изучить понятие и историю развития правового регулирования уголовного наказания за незаконную охоту в России и за рубежом.

* Изучить правовое регулирование уголовной ответственности за незаконную охоту и проблемы квалификации.

Источниковая база. В процессе исследования использовались различные материалы: нормативно-правовые акты, монографии, публикации в специализированной печати и прессе, данные статистических исследований и материалы судебной практики.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов для квалификации незаконной охоты в практике правоохранительных органов.


1 Понятие и история развития правового регулирования уголовного наказания за незаконную охоту в России и за рубежом

1.1 Понятие, общая характеристика незаконной охоты и место среди экологических преступлений

Экологическая проблема в нашей стране и в большинстве стран мира - одна из важнейших экономических и социальных проблем. По мнению ученых, безответственное и потребительское отношение к природе поставило мир на грань экологической катастрофы. Природа находится в столь критическом состоянии, что ее неблагополучие отражается на условиях жизни и здоровье людей, растет число генетических отклонений, сокращается продолжительность жизни.

За последние 15-20 лет во всех промышленно развитых странах разработан и осуществлен комплекс экономических, технических, технологических, правовых и других мер, направленных на охрану окружающей среды. Развивается природоохранительное законодательство, возникают общества, движения и организации, помимо государственных, выступающие против загрязнения окружающей среды и других отрицательных последствий научно-технического прогресса.

Вместе с тем среди части населения все еще бытует мнение о неисчерпаемости природных ресурсов, о беспредельных возможностях окружающей среды к самовосстановлению, что приводит к недооценке характера и степени общественной опасности нарушений природоохранительного законодательства.

За последние 7-8 лет сложилась устойчивая тенденция увеличения абсолютного числа регистрируемых экологических преступлений. Так, в 2005 году было зарегистрировано 33491 экологических преступлений, что составило по отношению к 1999 г.( 12 413) + 269,8%.