Содержание





Введение        2

1        Развитие законодательства о недобросовестной конкуренции        5

2        Методы недобросовестной конкуренции        11

2.1        Дискредитация конкурента        11

2.2        Введение потребителей в заблуждение        12

2.3        Некорректное сравнение товаров        14

2.4        Продажа товара с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности        15

2.5        Несанкционированное использование коммерческой тайны (ноу-хау)                16

Заключение        21

Список литературы        22



Введение

Необходимость правового регулирования конкурентных отношений как следствие становления новой экономической системы сомнению не подвергалась, что привело к принятию в 1991 г. Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон "О конкуренции...").

За годы действия Закона "О конкуренции..." антимонопольными органами пресечено большое количество разнообразных нарушений антимонопольного законодательства, постоянно ведется работа по совершенствованию правового регулирования конкурентных отношений. В последние годы вопросы, связанные с защитой от недобросовестной конкуренции, все чаще освещаются на страницах специализированных изданий. Однако, несмотря на это, защита от недобросовестной конкуренции является одним из наименее теоретически разработанных институтов конкурентного права. До сих пор в правовой литературе отсутствует четкое представление о том, к какому разряду правовых явлений принадлежит недобросовестная конкуренция, что часто приводит к ее неадекватному пониманию, приданию чуждых ей признаков либо весьма широкому применению термина "недобросовестная конкуренция". В данной статье хотелось бы поподробнее остановиться на исторических аспектах недобросовестной конкуренции.

Первым специальным законом, содержащим нормы пресечения недобросовестной конкуренции, стал Закон "О конкуренции", принятый 22 марта 1991 г. Помимо общей нормы, запрещающей недобросовестную конкуренцию, которая носит название генерального деликта, ст. 10 Закона также содержала перечень конкретных противоправных действий - так называемых сингулярных деликтов. Легальное определение недобросовестной конкуренции появилось позднее и нашло свое правовое закрепление в новой редакции Закона от 25 мая 1995 г. "О конкуренции". В нем законодатель определяет недобросовестную конкуренцию как любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Основным официальным документом, регламентирующим недобросовестную конкуренцию на финансовых рынках, является Федеральный закон от 23 июня 1999 г. "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Помимо двух этих основных нормативно-правовых актов нормы о недобросовестной конкуренции имеются в ряде специальных законов и иных нормативных актов, посвященных различным аспектам борьбы с данным правонарушением. Прежде всего, к ним следует отнести часть первую ГК РФ, которая содержит нормы, как косвенным образом (например, установление соотношения норм законодательства и обычаев делового оборота (ст. 5 ГК РФ) или установление пределов осуществления гражданских прав (ст. 10 ГК РФ)), так и напрямую регулирующих определенные аспекты отношений, связанных с недобросовестной конкуренцией, например вопросы интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК РФ) и коммерческой тайны (ст. 139 ГК РФ). На пресечение отдельных видов недобросовестной конкуренции направлены Федеральный закон Российской Федерации "О рекламе", Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров", Патентный закон Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О правовой охране топологий интегральных микросхем" и др.

Конкуренция - важнейший атрибут обеспечения предпринимательской деятельности в государствах с рыночной экономикой. Ей подчинены внутренние и мировые рынки. Однако конкурентная борьба за рынки сбыта ведется зачастую недозволенными, незаконными методами.

Не исключена вероятность столкновения российского предпринимателя с контрагентом, использующим какую-либо форму недобросовестной конкуренции. В свою очередь, использование им самим, сознательно или несознательно, методов, подпадающих под понятие недобросовестной конкуренции, может иметь самые негативные последствия и повлечь за собой применение к нему суровых санкций со стороны государства.

Чтобы избежать этого, российским предпринимателям следует учитывать основные принципы ответственности и защиты от недобросовестной конкуренции, которые предусмотрены как в международных договорах, так и в законодательстве Российской Федерации и иностранных государств. Общим правилом защиты от недобросовестной конкуренции является ответственность лиц, использующих какие-либо ее формы.

Таким образом, тема работы является весьма актуальной.




1 Развитие законодательства о недобросовестной конкуренции

Нормы правового регулирования пресечения недобросовестной конкуренции на национальном уровне были разработаны с учетом международно-правового регулирования в данной сфере, осуществляемого на основе ст. 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. (далее по тексту - Парижская конвенция). Под недобросовестной конкуренцией в Парижской конвенции понимается всякая форма конкурентного поведения, противоречащая честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Право дореволюционной России не содержало норм о пресечении недобросовестной конкуренции. На это в свое время указывал Г.Ф. Шершеневич: "Русскому законодательству противодействие недобросовестной конкуренции незнакомо, русская судебная практика ничего не сделала в этом направлении". Имелись лишь некоторые специальные нормы, оказывающие влияние на недопущение недобросовестной конкуренции. Нормы, направленные на защиту товарного знака, содержались в ст. 161 Устава о промышленности (Свод законов Российской империи, т. XI ч. II, 1906 г.), в ст. 1354 Уложения о наказаниях. Имелось также правило ст. 670 т. X Законов гражданских, устанавливающее борьбу с "очернением" купца и предприятия как особенно опасного проявления недобросовестной конкуренции: "Если вследствие личной обиды и оскорбления обиженный понес ущерб в кредите или имуществе, то обидевший его обязан вознаградить за сии потери и убытки по усмотрению и определению суда". Административная практика дореволюционной России признавала также недопустимой продажу товаров с обещанием премий в виде скрытых в товарах ценных вещей. Однако судебная практика не использовала эти нормы в качестве средств защиты от недобросовестной конкуренции.