СОДЕРЖАНИЕ






Введение        2

1        Сущность и форма национально-государственного устройства советского государства в 1917-1918 гг.        4

1.1        Преобразование формы государственного устройства в России в 1917 году                4

1.2        Правовая природа Российской Федерации        11

2        Основные принципы организации государственного устройства России и политика большевиков        23

2.1        Характер федеративного устройства Российской Федерации        23

2.2        Декларация прав народов России        30

2.3        Результативность национальной политики большевиков        34

Заключение        43

Список использованной литературы        47

Введение


В начале ХХ века в России проживало более 200 народов и этнических групп. Перепись 1926 года, наиболее полно отражавшая этническую структуру страны, выявила 196 этнических единиц. По переписи 1939 года насчитывалось 99 народов, а в 1989 году - уже 128. В ряде справочниках, отражающих результаты переписей в ХIХ веке, десятки уникальных народов (их представители) значатся как мусульмане или как татары, а доля русских в стране составляла в 1897 г. 44,3 процента. Соответственно, российское государство всегда проводило определенную национальную политику по отношению к нерусским национальностям - от колониального захвата до равноправного сотрудничества и взаимодействия -- от которого во многом зависело и спокойствие и перспективы государства.

Эта политика в начале ХХ века приобрела четко выраженный национал-шовинистический оттенок, хотя временами существенно корректировалась, особенно в связи с деятельностью Государственной Думы. Между тем, национальный вопрос постепенно был отдан на откуп крайним реакционным силам, когда царское правительство даже не скрывало своей поддержки черносотенцев. Поэтому многие народы свержение самодержавия восприняли как освобождение от колониального гнета национальных меньшинств. Победа социалистической революции вселила в сердца обездоленных угнетенных людей большие надежды на свободу и равенство, достойную жизнь. Многое из того, о чем мечталось, действительно сбылось, однако многие намерения, декларирующие новые межнациональные отношения, так и остались не реализованными.

Символично, что одним из первых документов новой власти, была Декларация прав народов России, принятая 15 ноября 1917 года, которая вдохновила многих передовых деятелей, народов бывших национальных окраин России. Как бы "не хромали" исторические аналогии, бросается в глаза то, что наши нынешние демократические власти во многом напоминают Временное правительство. Как те, так и другие считали национальный вопрос выдумкой политикой. Объявляя свои цели в Декларации 3 марта 1917 года, правительство А. Керенского ни словом ни обмолвилось об этих крайне болезненных проблемах, равно как не упоминалось ни об автономии, ни о федерации. С победой Октябрьской революции "под общим знаменем демократии" активизировались национальные движения, в чем-то напоминающие те, свидетелями которых мы были в конце 80-х - начале 90-х годов в Советском Союзе. Поэтому решение национального вопроса в 1917-1918 гг. может показать пути решения его в настоящее время, так как можно учесть ошибки и нереализованные возможности. Следовательно, тема курсовой работы является актуальной.

Цель курсовой работы – исследовать национально-государственное устройство советского государства в 1917-1918 гг..

Задачами курсовой работы являются:

* Исследование сущности и формы национально-государственного устройства советского государства в 1917-1918 гг.;

* Исследование основных принципов организации государственного устройства России и политики большевиков в этот период;

Объектом исследования является национально-государственное устройство РСФСР.

Предмет исследования – сущность и принципы национально-государственного устройства РСФСР в 1917-1918 гг.

Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, статистические данные.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов работы для выбора оптимального   национально-государственного устройства РФ.

1 Сущность и форма национально-государственного устройства советского государства в 1917-1918 гг.

1.1 Преобразование формы государственного устройства в России в 1917 году

Одной из важнейших форм национального угнетения в Российской империи являлось стремление царизма задушить национальную государственность. Царское правительство в корне подавляло стремление народов, не имевших ранее своей государственности, создавать ее. Оно принимало все меры к тому, чтобы истребить всякие следы государственности у народов, которые обладали ею ранее. В силу этого Российская империя, несмотря на свою многонациональность, была по существу простым, унитарным государством. Все национальные районы, на протяжении веков присоединявшиеся к России, были к началу XX в. полностью инкорпорированы. Исключение составляли лишь Финляндия, Бухара и Хива (Хорезм).

Финляндия имела особый правовой режим. Ее статус был предметом споров как среди российских, так и среди финляндских ученых и политиков. Но при всех условиях следует подчеркнуть, что права Великого княжества Финляндского были весьма широки, хотя иногда и урезались царским правительством, но всегда в незначительной степени. Что касается Бухары и Хивы, то они формально были связаны с Россией не государственно-правовыми, а международно-правовыми узами.

Отношения России с Бухарским эмиратом и Хивинским ханством имели форму протектората.

Россия была не только простым, унитарным, но и бюрократически централизованным государством. Территориальное устройство царской России создавалось, как правило, без учета ее национального состава.