СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

1        Система налогообложения малого бизнеса в России        5

1.1        Понятие и правовое регулирование малого предприятия        5

1.2        Специфика налогообложения малого бизнеса        9

1.3        Тенденции развития малого бизнеса        14

2        Проблемы налогообложения бизнеса в России        21

2.1        Проблемы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей        21

2.2        Проблемы упрощенной системы налогообложения        25

2.3        Проблемы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход        28

3        Проблемы налогообложения бизнеса в Тамбовской области        34

3.1        Проблемы развития малых предприятий в Тамбовской области        34

3.2        Специфика налогообложения малого бизнеса в Тамбовской области        42

Заключение        46

Список литературы        48



Введение

Малый бизнес, или малое предпринимательство представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих, в основном, на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Налогообложение малого предпринимательства в большинстве стран имеет те или иные отличия от общего режима налогообложения бизнеса, причем отличия могут быть более или менее значительными, а также принимать разные формы. В некоторых странах для малого бизнеса применяется порядок налогообложения, при котором к базе налогообложения, определяемой в общем порядке, применяются пониженные ставки. Иногда в дополнение к этому используются различные инвестиционные льготы или налоговые каникулы. Противоположный пример представляют собой страны, применяющие вмененное налогообложение, при котором база налога на доход или целой группы налогов определяется на основании оценок влияния некоторых достаточно легко выявляемых характеристик предприятия. Промежуточные случаи представляют различные способы определения налоговой базы на основании результатов деятельности, но в упрощенном порядке и с некоторыми отличиями получаемой при этом базы налога от общеприменимой. Столь широкий спектр налоговых мер определяется межстрановыми различиями в общем режиме налогообложения, степени развития малого бизнеса, задачах, которые ставятся при разработке порядка налогообложения малого предпринимательства.

Вопрос порядка налогообложения малого предпринимательства для России особенно актуален. Действующий порядок содержит целый ряд положений, с одной стороны, позволяющих крупным и средним предприятиям уклоняться от налогообложения, создавая «малые предприятия» специально с целью заключения с ними сделок, приводящих к существенному снижению налогового бремени, а с другой стороны, создающих ряд проблем для предприятий действительно малых, особенно для самых мелких, для вновь создающихся а также для начинающих новые виды деятельности, не являясь аффилированными с крупным бизнесом.

Тема роли малого бизнеса и государственной поддержки малого предпринимательства давно интересовала крупнейших экономистов. Эволюция взглядов классиков мировой экономической мысли на содержание предпринимательской деятельности, таких как А.Смит, Р.Кантильон, К.Бодо, Д.Маклелланд, Й.Шумпетер, Р. Хизрич и др.  достаточно полно представлены в трудах отечественных авторов Р.А. Фатхутдинова, А.Г. Цыганова, С.Глазьева, Ф. Глисина, Н.М. Розановой и др. Среди зарубежных ученых можно выделить И.Кирцнера, К.Менара, П.Друкера, Р.Рассела, Р.Уотермена и др.

Существенный вклад в разработку теории предпринимательства внесли П. Друкер, Дж. М.Кейнс,  И.Стингерс, Дж. Робинсон, Г.К. Гинс.

Целью курсовой работы является изучение налогообложения малого предпринимательства.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

* исследовать   теоретические  основы  налогообложения малого предпринимательства в современных условиях;

* выявить проблемы налогообложения малого предпринимательства;

* проанализировать динамику развития и проблемы налогообложения малого предпринимательства на примере Тамбовского региона;

Объектом исследования являются  малые предприятия Российской Федерации и Тамбовского региона.

Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты налогообложения субъектов малого предпринимательства в современных конкурентных условиях.

Теоретической и методологической базой исследования являются  мировая отечественная теория и практика, методологические и инструктивные материалы по налогообложению малого предпринимательства, труды отечественных и зарубежных ученых,  а также методические материалы по изучаемым проблемам, правовые и нормативные акты РФ.

При разработке и решении поставленных задач применялись: группировка и сводка, детализация, обобщение, метод научной абстракции и метод сравнений.  При решении конкретных задач использовались общенаучные методы исследования, методы логического, функционального и системного анализа.

Информационной базой исследования являются статистические данные по ряду субъектов малого предпринимательства, нормативно-правовые документы, материалы отечественной и зарубежной литературы.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использования разработок в формировании инфраструктуры и региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства.



1 Система налогообложения малого бизнеса в России

1.1 Понятие и правовое регулирование малого предприятия

В соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон N 88-ФЗ) определяющим критерием для целей государственного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства признается прежде всего численность занятых на предприятии работников. Что же касается налогообложения, то к малым предприятиям применяется комплексный подход, и используется сочетание нескольких количественных показателей (объем дохода, размер основных средств, определенная организационно-правовая форма и т.д.).

В соответствии со ст. 3 Закона N 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

– в промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек;

– в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;

– в оптовой торговле - 50 человек;

– в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;