СОДЕРЖАНИЕ




1        Налоговые органы Российской Федерации        2

2        Полномочия налоговых органов, инспекций и их должностных лиц        7

Список использованной литературы        17


1 Налоговые органы Российской Федерации


В соответствии со ст. 30 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба России и ее подразделения в Российской Федерации.

В ст. 2 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" это положение несколько конкретизировано: единая централизованная система налоговых органов состоит из МНС России и его территориальных органов.

Создание Федеральной налоговой службы Российской Федерации вместо МНС России в целом не изменило до настоящего времени ранее созданную систему налоговых органов, так как реорганизация Правительства РФ не означает изменения структуры территориальных органов управления.

Таким образом, все налоговые органы, за исключением центрального (федерального) налогового ведомства, характеризуются вышеуказанным Законом как территориальные органы. Из этого можно сделать вывод, что законодательством предусмотрена возможность создания налоговых органов только в двух формах: один орган федерального уровня и множество территориальных органов. Иное обособление налоговых органов незаконно.

Положение о Федеральной налоговой службе несет в себе основу Положения о МНС России. Исключены из него права и обязанности, отошедшие к Минфину и другим федеральным ведомствам, и добавлены несколько пунктов, связанных с новыми функциями налоговой службы.

Структура ФНС практически не изменилась. В состав службы, как и сейчас, войдут территориальные и межрегиональные налоговые управления (УФНС), а также налоговые инспекции (ИФНС). Только организационно новое ведомство теперь подчиняется не правительству, а Министерству финансов.


     ---------------------------------------------------------------¬

     ¦     Федеральная служба по налогам и сборам (ФНС РФ)          ¦

     L---------T--------------------------------------------T--------

--- --- -- -- -+- -- --- -- --- --- --- -- --- --- --- -- --+- -- -- ---¬

               ¦            Территориальные органы          ¦

¦--------------+---------------¬    ------------------------+---------¬ ¦

¦Управление ФНС РФ по субъекту¦    ¦ Межрегиональная инспекция ФНС РФ¦

¦¦             РФ              +----+       по федеральному округу    ¦ ¦

L-----------------------T------    L----------------------------------

¦         ---------------+------------------------------------¬         ¦

          ¦                   Инспекции ФНС РФ                ¦

¦         L-------------------------T--------------------------         ¦

          --------------------------+------------------------¬

¦ --------+--------¬    ------------+----------¬    ---------+--------¬ ¦

  ¦  по районам    ¦    ¦      по районам      ¦    ¦  по городам без ¦

¦ ¦                ¦    ¦      в городах       ¦    ¦районного деления¦ ¦

  L-----------------    L-----------------------    L------------------

L- -- --- --- --- --- --- --- -- -- -- --- --- --- --- -- --- --- --- ---


Схема 1. Структура налоговых органов

Все функции, которые раньше исполняло МНС России, кроме участия в разработке государственной налоговой политики, перешли к Федеральной налоговой службе. Формы налоговой отчетности и инструкции по их заполнению тоже будет разрабатывать ФНС (п. 5.10). Просто утверждать их теперь сможет только Минфин. А чтобы не было путаницы.

В пункте 5.2 перечислены виды деятельности, лицензии на которые организациям и предпринимателям придется получать в ФНС. Помимо тех, кто занимается производством и оборотом спиртосодержащей продукции и табачных изделий, за лицензиями в налоговую службу нужно будет обращаться:

* предприятиям, которые печатают защищенную полиграфическую продукцию (бланки строгой отчетности, ценные бумаги и т.п.);

* организаторам лотерей.

Раньше лицензии на ведение этих двух видов деятельности выдавал непосредственно Минфин.

ФНС по-прежнему будет вести государственную регистрацию организаций и предпринимателей. Кроме этого она продолжит регистрировать контрольно-кассовую технику и договоры коммерческой концессии (п. 5.4.1).

Еще одна дополнительная функция, которая возложена на ФНС, - представительство в делах о банкротстве (п. 5.11). В арбитражных судах ФНС будет выступать от имени государства в качестве истца - кредитора по налоговым недоимкам, бюджетным ссудам и другим обязательным платежам - к предприятиям, в отношении которых возбуждена процедура банкротства. Раньше этим занималась Федеральная служба по финансовому оздоровлению (ФСФО).

Межрегиональные инспекции по федеральным округам формально отнесены к территориальным налоговым органам межрегионального уровня. Этот статус закреплен в Положении о межрегиональной инспекции МНС России по федеральному округу, утвержденном приказом МНС России от 21.07.2003 N БГ-3-15/413 (далее - Положение о межрегиональной инспекции).

Как определено в п. 1.2 Положения о межрегиональной инспекции, межрегиональная инспекция создана для взаимодействия МНС России с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе, проверки эффективности работы налоговых органов в субъектах Российской Федерации, контроля за деятельностью территориальных налоговых органов, федеральных унитарных предприятий и учреждений, находящихся в ведении налогового ведомства. Эти задачи полностью соответствуют задачам самого центрального аппарата.

Так, межрегиональная инспекция организует и проводит проверки налоговых органов только по решению центрального органа управления, по его же решению осуществляет выездные налоговые проверки нижестоящих налоговых органов. По заданию МНС России межрегиональная инспекция проводит дистанционный контроль, по согласованию с МНС России участвует в других проверках и мероприятиях, подготавливает для МНС России предложения по выявлению, пресечению и предупреждению схем уклонения от налогообложения, представляет МНС России различные данные, контролирует выполнение указаний и приказов МНС России, по-иному взаимодействует со структурными подразделениями МНС России.

По существу, создание межрегиональных инспекций по федеральным округам ввело институт полномочных представителей МНС России в федеральных округах с координационными и внутриведомственными контрольными функциями.

Некоторые межрегиональные налоговые инспекции созданы на основе функционального (предметного) критерия. Эти инспекции, так же как и межрегиональные инспекции по федеральным округам, не ведут налогового администрирования налогоплательщиков (не регистрируют их, не принимают отчетность и т.д.). Сфера их деятельности заключается в координации и контроле деятельности территориальных налоговых органов и межведомственной координации в определенных предметных сферах.

К таким инспекциям относятся, в частности, Межрегиональная инспекция по централизованной обработке данных, Межрегиональная государственная налоговая инспекция по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков, Межрегиональная государственная инспекция по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг, Межрегиональная инспекция по контролю за алкогольной и табачной продукцией.

В отличие от межрегиональных инспекций по федеральным округам, эти инспекции не имеют территориального ограничения сферы их деятельности, реализуют свои полномочия на всей территории Российской Федерации.


Третью категорию межрегиональных налоговых инспекций составляют инспекции, созданные по субъектному отраслевому принципу для налогового администрирования налогоплательщиков, занятых в определенных сферах производства: нефтедобыче, добыче газа, энергетике, оказание транспортных услуг и т.д. (см. схему 2).